Импортозамещение в море. Россияне — за развитие отечественного судостроения

Сергей Мамонтов / РИА Новости

Тяжелое судостроение — перспективная отрасль развития, ведь такие суда востребованы современной экономикой. Более того, судостроение становится локомотивом развития целого ряда смежных отраслей. Дает заказы сотням предприятий. Создает десятки тысяч рабочих мест. Поэтому предложение о размещении отечественными компаниями заказов на строительство судов исключительно на российских верфях сегодня вызывает одобрение как у экспертов, так и у обычных граждан. Одним из ярких примеров развития отрасли является верфь «Звезда» на Дальнем Востоке, которую строит совместно с партнерами крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть».

   
   

«Если говорить о Южной Корее, то „Газпром“ сейчас заказывает там суда некоторых классов. Это очень большие деньги. С развитием „Звезды“ появляется возможность строить такие суда в России», — говорит заведующий кафедрой экономики судостроительной промышленности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, д. э. н., профессор Алексей Абрамов. Следует понимать, что компании, размещая заказы на отечественной судоверфи, будут направлять деньги на развитие российской промышленности.

Эксперт уверен, что строительство кораблей в родных гаванях позволит развивать экономику дальневосточного региона. «Создаются рабочие места, повышается квалификация работников, в региональный бюджет идут налоги, формируется инновационный кластер. что способствует развитию региона. Когда создается крупное предприятие, на котором работает множество высокопрофессиональных рабочих, в регионе развивается инфраструктура: открываются школы, кафе. А это тоже дополнительные рабочие места. Поэтому, конечно, проект по строительству „Звезды“ на Дальнем Востоке можно только приветствовать. Создание инновационного кластера — это не только развитие региона, это развитие всей российской экономики. Реализация такого масштабного проекта повлечёт за собой развитие смежных отраслей», — говорит Абрамов.

Люди одобряют

Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ, 88% респондентов поддерживают предложение обязать отечественные компании заказывать строительство судов исключительно на российских верфях. 79% высоко оценили важность развития отечественного судостроения. Они уверены, что дальнейшая локализация производства оборудования для судов на наших верфях станет толчком для развития смежных отраслей экономики, а также обеспечит России лидерство в области мирового судостроения. Ну и, конечно же, несомненным плюсом станет тот факт, что российская промышленность перестанет быть зависимой от иностранных технологий. 

«На Дальнем Востоке строится принципиально новый завод. С появлением этого завода мы сможем строить самые современные крупнотоннажные морские суда. Суда такого типа имеют большое значение для всей страны. Это принципиально новый подход к судостроению. Приморский край, конечно, заинтересован в создании новых рабочих мест, а в остальном это должно быть всероссийским делом», — отмечает заведующий кафедрой кораблестроения и авиационной техники Института транспортных систем Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева Валерий Зуев.

Новая верфь

Для отечественной промышленности тяжелое судостроение — отрасль новая. Даже в советские времена все необходимое — танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа — закупалось за рубежом. «Гражданское судостроение не соответствовало общемировым стандартам. В 2015 году мы начинали фактически с нуля. Теперь, благодаря тому, что на „Звезде“ строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения, мы можем применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тысяч тонн», — говорит вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин.

Большие площади, — один только открытый достроечный стапель верфи занимает площадь в 12 га — башенные краны грузоподъемностью 100 тонн, два крана козлового типа грузоподъемностью 320 тонн и уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1 200 тонн. Это самый большой кран в России. На существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн. Высота «Голиафа» — 110 метров. Размах новой верфи поражает воображение. К 2024 году здесь появится и сухой док, который станет самым крупным гидротехническим сооружением России. Здесь будут строиться буровые платформы, супертанкеры, суда снабжения и т. д. На такой технике можно будет работать и в Арктике.

   
   

«Установленное на „Звезде“ уникальное оборудование позволит нам создать конкурентоспособную современную верфь, которая сможет со временем удовлетворить спрос, существующий на российском рынке морских перевозок и буровой техники, необходимой для работы на шельфе. Формируется мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР. И это, думаю, станет поворотным моментом в истории гражданского судостроения в РФ», — говорит Андрей Шишкин.

Такая верфь, как отмечает Шишкин, позволит России составить достойную конкуренцию Южной Корее. «Южные корейцы, конечно, имеют сейчас репутацию лучших в мире корабелов. А ведь в начале семидесятых годов прошлого века они строили лишь небольшие рыболовецкие суда. Потом государство задалось целью создать конкурентоспособную судостроительную отрасль, и именно благодаря государственной поддержке в Южной Корее появилась одна из крупнейших в мире судоверфей Hyundai Heavy Industries. На данный момент доля корейских корабелов в сегменте наиболее дорогих и высокотехнологичных судов достигла 60%», — говорит он.

Андрей Шишкин считает, что «Звезда» не будет слепо копировать корейский опыт. Разумеется, на судоверфи будут строить газовозы, так как развитие рынка СПГ сейчас — один из самых мощных мировых трендов. «Однако ставку мы делаем скорее на суда и платформы для освоения арктического шельфа и Северного морского пути. Это не только будущее энергетической отрасли. Это будущее континента», — говорит он. Северный морской путь — ключевая транспортная артерия, связывающая воедино Евразию. Он на восемь тысяч километров короче Южной морской трассы. По мнению экспертов, в ближайшие годы объём перевозок по СМП увеличится в несколько раз. А это означает колоссальные поступления в бюджет.

«Национальные компании должны строить корабли на национальных верфях. Это единственный действенный способ развития судостроительной отрасли. В той же Корее это стало краеугольным камнем государственной политики», — говорит Андрей Шишкин.

Смотрите также: