В случае, если Генпрокуратура подтвердит причастность компаний Nestle и Mondelez к финансированию незаконных вооруженных формирований на Украине, вряд ли их заводы будут пустовать. Как рассказали эксперты aif.ru, власти РФ могут национализировать их и провести ребрендинг.
Организовать соответствующую проверку попросил депутат Госдумы Андрей Луговой. Он направил такое обращение в Генпрокуратуру.
Есть и свое
Что касается компании Mondelez, в России у нее есть три завода: две фабрики расположены во Владимирской области и еще одна — в Великом Новгороде. Корпорация выпускает продукцию под известными брендами: печенье «Юбилейное», OREO, бисквиты «Медвежонок Барни», крекеры TUC, шоколад Alpen Gold, «Воздушный», Milka и батончик Picnic, а также жевательную резинку Dirol и леденцы Halls.
Очевидно, эти товары не относятся к категории первой необходимости. «Здесь вообще вопросов не возникнет, потому что уже сейчас российский рынок достаточно насыщен кондитерскими изделиями и более того — по гораздо более выгодной цене и лучшего качества», — уточнила Литвиненко.
С Nestle ситуация не столь однозначна. Помимо популярных кофе Nescafe, какао и шоколада Nesquik, она выпускает еще и детское питание: Nestogen, NAN, Gerber.
«Сейчас уже есть аналоги, которые могут по качеству и цене не только соперничать, но и выигрывать в конкурентной борьбе с компанией Nestle. Это, в первую очередь, например, компании Infaprim, „Фармалакт“ и другие, которые примерно на 70% работают на сырье белорусских и российских производителей. Это абсолютные аналоги. Более того, их покупка выгоднее. Если взять упаковку в 700 граммов нашей детской смеси для новорожденных компании „Фармалакт“, она стоит 400 рублей. 800 граммов смеси NAN компании Nestle, обойдутся в 800 рублей, если уже не дороже — это в два раза дороже», — добавила экономист.
В очереди на ребрендинг
Впрочем, по ее словам, российские компании при поддержке правительства с 2018 года готовились к такому варианту развития событий, а с 2022-го — более плотно. «Для российского рынка это не будет стрессом: аналоги есть, российские компании есть. Есть и российские производители, которые смогут быстро перепрофилироваться. Но все же даже если выяснится, что указанные корпорации действительно спонсировали незаконные вооруженные формирования на Украине, заводы на территории России вряд ли закроются полностью. Скорее всего, они будут переданы либо в управление Росимущества, согласно указу президента от 2022 года, либо российским инвесторам», — уточнила Литвиненко.
«Что касается производимой ими продукции, новый собственник — государство или определенный властью управляющий — сможет оперативно провести ребрендинг. Пример сети фастфуда „Вкусно — и точка“ показателен. Поменялась только вывеска. При этом людям даже не стоит объяснять, что это не какой-то произвол и отъем частной собственности — это законные и справедливые ответные меры. Кстати, еще и дополнительно стимулирующие развитие отечественного реального сектора. Немного сложнее с замещением критического западного импорта, но за два года санкционного противостояния Россия активизировала развитие торгово-экономических связей со странами глобального Юга, и это не только Китай», — подчеркнул эксперт.
Взялись за старое
Конечно, добавил Сипров, инициативы представителей оппозиционных фракций в Госдуме порой носят популистский характер и недостаточно проработаны. «Но нередко политики из парламентского меньшинства довольно емко выражают чаяния большинства граждан, — в этом смысле запрос депутата от ЛДПР Андрея Лугового о проверке деятельности российских „дочек“ глобальных корпораций Nestle и Mondelez и показателен, и уместен. Если для бизнеса „деньги не пахнут“, то для подавляющего большинства носителей российского культурного кода — очень даже пахнут. Ведь неспроста у нас начали вспоминать о том, что многие ведущие корпорации работали в интересах Третьего Рейха», — напомнил политолог.
Здесь, добавил собеседник, Nestle с поставками их шоколада в гитлеровский вермахт и пошив мундиров для SS от Hugo Boss — это наиболее безобидные примеры из истории западных компаний. «И как тут не напомнить, что компания Siemens участвовала в производстве ракет „Фау-1“ и „Фау-2“, а также спроектировала крематории для концлагерей. Фармгигант Bayer производил печально известное отравляющее вещество „Циклон Б“, его использовали в газовых камерах. Компания Escher-Wyss пользовалась особым покровительством Гитлера, так как разрабатывала для рейха атомное оружие», — подытожил Сипров.
Впрочем, Киев сейчас действительно отчаянно нуждается в финансировании, а средства Запада на эти цели заканчиваются. Об этом свидетельствует тот факт, что Евросоюз решился на отчаянный шаг — отдать на нужды Украины прибыль от замороженных российских активов.