«Горбатая» легенда. Корпорация «Боинг» закрывает проект «747»

Производство 747 прекратят, чтобы снизить убытки

Авиастроительная корпорация «Боинг» намерена свернуть производство одного из самых известных лайнеров мира — «Боинг-747».

   
   

Такое решение компании связано с падением спроса на данную модель пассажирского и грузового лайнера.

Спад заказов на модель 747 отмечается уже давно. Если на пике популярности в начале 1990-х концерн получал до 120 заказов в год, то в 2016 году таких оказалось всего шесть.

Корпорация «Боинг», убыток которой за второй квартал 2016 года, согласно отчёту, составил 234 миллиона долларов, в рамках сокращения расходов планирует прекратить строительство 747. В то же время в портфеле компании остаётся 21 заказ на «Боинги» данной модели, которые были приняты раньше.

«Боинг-747» по праву носит звание «самолёта-легенды». Даже люди, далёкие от авиации, с лёгкостью узнают его по характерной форме фюзеляжа. Этот лайнер стал первым в мире дальнемагистральным двухпалубным широкофюзеляжным пассажирским самолётом.

Пассажирский гигант родился из неудачного военного проекта

В 1963 году ВВС США начали готовить свои требования на тяжёлый транспортный самолёт, который бы стал дополнением к самолётам Lockheed C-141 Starlifter. В конкурс проектов включился и «Боинг», начав разработку своей версии военно-транспортного самолёта с возможностью модификации в воздушный танкер.

Однако в сентябре 1965 года конкурс выиграли конкуренты «Боинга» из компании Lockheed.    
   

Руководство корпорации «Боинг», крайне разочарованное потерей выгодного военного заказа, тем не менее решило, что наработки не должны пропасть даром и сформировало группу конструкторов, перед которыми поставили задачу продолжить работу, но уже не над военным, а над гражданским самолётом. Проект получил название «модель 747».

Речь шла о гигантской по тем временам машине на сотни пассажиров, которые должны были чувствовать себя на борту исключительно комфортно.

Первоначально была идея сделать 747 полностью двухпалубным, но в итоге более практичным сочли вариант со второй палубой только в передней части фюзеляжа. Это и придало лайнеру «горбатость», ставшую фирменным знаком 747.

«Горбатость», ставшая фирменным знаком 747. Фото: www.globallookpress.com

Для производства 747 был построен специальный завод

Скептиков у нового проекта было более чем достаточно. Его считали слишком затратным, громоздким, неудобным для использования в имеющейся инфраструктуре аэропортов. Кроме того, тогда бытовало мнение, что вскоре большие лайнеры будут вытеснены сверхзвуковыми пассажирскими самолётами. С учётом подобной перспективы, «Боинг-747» разрабатывали как грузопассажирский, чтобы в перспективе полностью перевести флот данных лайнеров на перевозку грузов.

Ещё одной трудностью, связанной с 747, оказалось его производство. У «Боинга» не имелось готовых цехов для подобного гиганта, и в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон корпорация построила новый завод для производства «модели 747».

Большим подспорьем для «Боинга» оказалась готовность авиакомпании Pan American заказать 25 самолётов проекта «747». При этом авиакомпания рисковала, покупая фактически «кота в мешке» с неопределёнными перспективами. Рисковал и «Боинг» — затраты на разработку и производство были таковы, что корпорация оказалась на грани финансового краха. Спасти мог только успех проекта. 9 февраля 1969 года «Боинг-747» осуществил свой первый полёт.

Корпорация обещала авиакомпании Pan American, что в 1970 году «Боинг-747» войдёт в эксплуатацию. Обещание было сдержано — 22 января 1970 года состоялся первый рейс самолётов этого типа по маршруту Нью-Йорк – Лондон под флагом Pan American.

«Боинг-747». Фото: www.globallookpress.com

От скепсиса до триумфа

1970-е годы были сложными для «Боинга-747». Топливный кризис заставлял многие компании отказываться от больших лайнеров. 747 либо превращали в роскошные «летающие лимузины» с музыкальными салонами и барами, либо, наоборот, переводили на перевозку грузов.

Однако уже к началу 1980-х годов ситуация стала меняться. Перспективы сверхзвуковой авиации оказались несколько преувеличенными, новые модификации 747 демонстрировали высокую надёжность и экономичность. Вместительный лайнер за один рейс перевозил столько же пассажиров, сколько два – три других самолёта, что делало его эксплуатацию гораздо выгоднее. 

В странах Азии, особенно в Японии, «Боинг-747» стали активно использовать для небольших перелётов, где для бизнесменов и офисных служащих он превратился в своеобразную «воздушную электричку».

Постепенно инфраструктура большинства аэропортов мира оказалась приспособленной для приёма «Боингов-747». Службы аэропортов научились осуществлять оперативный пропуск 1000–1500 человек, которых три 747 могли доставить в воздушную гавань с интервалом всего в несколько минут.

В 1991 году «Боинг-747» перевёз 1122 пассажира за один рейс

Изначально в «Боинге» предполагали, что всего 747 будет построено не более нескольких сотен, но на деле было создано целое семейство машин, самым популярным из которых стал «Боинг-747-400», первый полёт которого состоялся в апреле 1988 года. Эта модификация способна перевозить до 624 пассажиров на дальность до 14 200 км. Было выпущено 694 лайнера «Боинг-747-400». А всего за почти полвека корпорация «Боинг» выпустила 1520 машин «модели 747».

«Боинг-747» успешно эксплуатируется во многих странах мира. Начиная с конца 1970-х были попытки приобрести его и для нужд советского «Аэрофлота» — предполагалось, что 747 будет использоваться на трансатлантических трассах для полётов в США. В итоге, однако, планы не были реализованы, и в России первые 747 появились после распада СССР.

В мае 1991 года был установлен рекорд по количеству перевезённых пассажиров — во время операции по эвакуации эфиопских евреев в Израиль «Боинг-747» за один рейс перевёз 1122 пассажира.

«Боинг-747». Фото: www.globallookpress.com

«Горбатые» ещё послужат

На протяжении 36 лет, вплоть до появления А380, 747 оставался самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером.

Последняя на сегодняшний день модель «проекта 747» — «Боинг-747-8» — поступила в эксплуатацию в 2011 году. К настоящему моменту выпущено более 100 машин подобного типа, при этом заказы на грузовую модификацию значительно превосходят пассажирскую.

Если решение корпорации «Боинг» о свёртывании производства «747» действительно будет окончательным, это ещё не означает исчезновения легендарного лайнера с авиационных трасс мира. «Горбатые», находящиеся в строю, способны служить людям в разных уголках планеты ещё долгие годы.