Бурят на перспективу. Полувековой актив ставит новые рекорды

Качалки, конечно, уже в далёком прошлом, но эту на Приобском месторождении хранят как частичку истории. Здесь и посвящают в нефтяники молодых специалистов. © / пресс-служба компании Роснефть

Город остаётся молодым

Нефтеюганску в следующем году исполнится 50 лет. Город вырос из небольшого посёлка на берегу Юганской Оби после того, как в 1962 г. из скважины Р-63 ударил фонтан с суточным дебитом 800 тонн. Невероятный показатель даже сегодня, а что уж говорить про те, куда менее технологичные времена.

   
   

Первопроходцы жили в балках. Несколько таких деревянных домиков стоят сейчас на том самом месте, где и раньше. Свежие копии установили для молодых горожан, которые с трудом представляют себе труд и быт нефтяников тех лет.

Это один из северных моногородов, который вырос благодаря нефти и живёт ею. В 2013 г. отправили в трубопровод 2-миллиардную тонну. Казалось бы, пора добыче падать. Но Нефтеюганск остаётся молодым, средний возраст жителей - 33 года. Яркие клумбы, новые детские площадки, современный центр физкультуры и спорта, злато­главые храмы. К тому же город растёт - строятся новые дома, теперь уже высотные. Старшее поколение, то есть те, кому за 40, говорят, что раньше представить такого не могли. Но новые технологии строительства позволяют и этажи возводить, и ставить дома на не слишком-то твёрдой почве, ведь вокруг болота.

Так, значит, нефть не кончается? На Мамонтовском, ­Южно-Сургутском и Усть-Балыкском месторождениях, где пик добычи пришёлся на конец 80-х, её действительно стало меньше. Но началась разработка других. Фонтаны уже не бьют - нынешние углеводороды достаются сложнее, потому что залегают глубже и часто под плотными пластами песчаника. Более 40% суммарных запасов у «Роснеф­ти» здесь трудноизвлекаемые.

Однако и технологии ушли далеко вперёд. Нефтяники достают теперь ту нефть, которая раньше даже не рассматривалась как объект добычи. И в ближайшие годы планируют увеличить разработку ТРИЗов, как кратко именуют трудноизвлекаемые запасы. Плюс успешная разведка: благодаря геологам в прошлом году обнаруженные запасы на 20% превысили добычу.

Кстати
В этом году 29% бурения и 9% добычи приходится на ­ТРИЗы. Многие скважины бурят с гидроразрывом пласта. В ходе подготовки к нему в твёрдой породе расширяют естественные трещины и создают искусственные, а затем расклинивают их проппантом. Вот он-то и становится страшилкой в устах некоторых защитников природы: мол, закачивают в недра жуткую химию. На самом деле используют гуар - проппант, произведённый в Екатеринбурге из гуарового дерева семейства бобовых. Чтобы он превратился в упругий гель, добавляют воду. Вот и вся «химия». А после отработки скважины он так же легко превращается в жидкость и выкачивается из неё.

Все свои и всё своё

«Мы разбили наши месторождения на три группы, - говорит Хасан Татриев, гендиректор компании «РН-Юганскнефтегаз». - Это зрелые месторождения с выработкой запасов более 30%, новые, где выработка менее 30%, и ещё не разрабатываемые. Для каждой группы определили индивидуальную стратегию. Это позволяет наращивать добычу - планируем довести её до 68 млн тонн в год».

На одной из кустовых площадок Приразломного месторождения идёт бурение 16-й скважины. 15 уже пробурены - в ровный ряд выстроилась свежевыкрашенная арматура, венчающая их на земле. «При наклонно-направленном бурении проходим 2700-2800 метров, - рассказывает Евгений Пустовой, главный инженер регионального управления буровых работ № 3 компании «РН-Бурение». - А если ведём горизонтальное бурение, то и до 4 тыс. с лишним бывает».

   
   

Горизонтальных скважин российские нефтяники бурят всё больше - как, собственно, и во всём мире. Часто - с гидроразрывом пласта. Все сервисные работы выполняются во многом своими же компаниями. Доля внутреннего сервиса в «РН-Юганскнефтегазе» доходит при бурении до 67%, при гидроразрыве пласта - до 32%. Свои компании и работают на своём. Оборудование на буровой российское. «Недавно приводы были американскими, но этот уже наш», - поясняет Е. Пустовой.

Фото: пресс-служба компании Роснефть

Почувствуй масштаб

Здесь поражают масштабы: территории, добычи - всей деятельности. Месторождения - Приобское, Мамонтовское, Приразломное, Малобалыкское - уникальны по величине запасов. В прошлом году компания добыла 62,4 млн тонн нефти - более 12% того, что достали из недр по всей России. Её 32 лицензионных участка расположены на территории в 19,3 тыс. кв. км.

«Вы почувствовали масштаб?» - спрашивает Виталий Бурчевский, начальник управления генерации, который показывает газотурбинную электростанцию - крупнейшую в стране из тех, что работают на попутном нефтяном газе.

Она занимает 5 га и перерабатывает 95% приобского попутного газа. Выбрасывает в атмосферу только тёплый воздух. Выдаёт 315 МВт в сутки на нужды собственной инфраструктуры компании, но этого мало: потребление вдвое выше. По словам В. Бурчевского, такого уровня можно достичь за счёт использования энергии пара. Есть прекрасный отечественный опыт, потому что советская промышленность эффективно эксплуатировала паровые турбины. Правда, это уже перспектива.

Авиапарк беспилотников

«Скорость ветра - 5 м/с, высота 400 м», - сообщает электронный голос из чемоданчика с компьютером в микроавтобусе. На мониторе - местные просторы с высоты полёта беспилотника. По словам гендиректора «РН-Юганскнефтегаза», в компании на 25% увеличивают объёмы замены трубопроводов, чтобы повысить их надёжность. Но оперативный контроль за объектами тоже важен.

Самолётик летает, а тепловизор, фотоаппарат и видеокамера делают своё дело. По возвращении из приборов извлекают флешку, отправляют информацию в компьютер, и специальная программа сравнивает это изображение с предыдущим. Пока у предприятия 2 беспилотника, но в ближайшее время авиапарк расширится.

«Иногда бывает и по-другому: наши операторы замечают отклонения в показаниях приборов. И уже через 10 минут беспилотник в воздухе. Ещё 10-15 минут - и он долетает до места», - поясняет Хасан Татриев. Весь комплекс (автомобиль, оборудование, беспилотник) стоит около 7 млн руб. Но эти вложения важны: они помогают отслеживать обстановку практически в любую погоду и уже не нужно поднимать в воздух вертолёт.

Смотрите также: