Бизнес и конкуренция — вещи неразрывные. Но где та грань, что отделяет конкуренцию от войны на уничтожение? И кому делают бизнес те, кто захватывает рынок, демпингуя на аренде? Рассмотрим это на примере столичного рынка фитнеса.
В одной связке
В современных экономических реалиях аренда — важнейшая статья операционных расходов бизнеса. Если речь идёт о производстве, то крупные предприятия её часто избегают: они могут позволить себе иметь собственные площадки с заводскими корпусами. Но вновь создаваемые производственные компании оказываются «повязаны» арендой — благо, сейчас у них есть возможность разместиться в технопарках и технополисах, где она небольшая.
У других видов бизнеса связка с арендой неразрывная и условия абсолютно коммерческие. Подчас их экономическая модель в принципе не предусматривает приобретения недвижимости. Ритейлу или другим сетям — ресторанам, клиникам, фитнес-клубам — нужно много точек одновременно, а такой маржинальности, чтобы рассматривать варианты повсеместного приобретения или строительства недвижимости, нет. Поэтому здесь в большинстве точек — именно аренда.
Соответственно, взаимоотношения арендодатель — арендатор играют ключевую роль. В этой связке у каждого актора интересы противоположные. Владелец недвижимости нацелен побольше получить, а операционный бизнес — не увеличивать расходы на аренду. Их партнёрство — это всегда компромисс.
Однако оба одинаково зависят от внешних условий. Мы помним, как в пандемию закрывались кафе и парикмахерские, как целые офисы уходили на удалёнку. Выиграли ли от этого арендодатели, пытавшиеся удержать свои ставки? Напротив, разумные владельцы коммерческой недвижимости шли навстречу своим арендаторам.
Есть ли место джентльменству?
Московский фитнес-рынок сегодня весьма заметен. Занятия фитнесом для столичных тружеников компьютера и кресла являются важным средством поддержания здорового состояния тела и духа. Состав игроков в этом сегменте достаточно стабилен, хотя время от времени появляются новые.
Стабильность, как считают аналитики рынка, во многом связана с тем, что существующие сети хоть и конкурируют друг с другом, делают это в основном по-джентльменски, понимая, что Москва большая и места достаточно всем.
Показательный пример джентльменства был в период пандемии. В апреле 2020 года 738 компаний в России, по словам главы Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольги Киселёвой, подписали декларацию о взаимной поддержке, которая была неким этическим кодексом.
«Все понимали, что иначе не выжить, — говорит она. — Так сообща прожили какое-то время, но когда немного отпустило, появились участники рынка, которые стали вести себя агрессивно».
«Соглашение 2020 года предусматривало 12 месяцев моратория на переговоры с арендодателями коллег. За редкими исключениями всё соблюдалось в тот период, — добавляет основатель Оrange Fitness Анастасия Юсина. — А вот сразу после этого, к сожалению, опять начались гонка за помещениями и нерациональное поведение в переговорах с арендодателями».
Для агрессивных участников рынка не важно, рентабельна конкретная точка или нет. «Им важно вывести на рентабельность сеть в целом, — поясняет Киселёва. — И мы видим, что арендная плата стала расти».
Уточним: растёт она не только потому, что новый игрок поднимает ставки на новых площадках. Подчас он перебивает площадку у другого участника рынка. А это уже ну, совсем не по-джентльменски. Казалось бы, можно воспользоваться опытом и постараться умиротворить всех новым совместным соглашением. Увы, нет, сейчас нельзя — без пандемии это будет расцениваться как сговор. Но разве нынешние экономические условия можно назвать благоприятными, хоть пандемии уже и нет?
Кому бизнес делают?
«Ситуация в фитнес-индустрии непростая, — объясняет Юсина. — И непростая она по одной причине: непонимание того, что будет завтра. Какой будет курс валюты, в которой мы закупаем оборудование? Какой новый закон примут? Как клиенты отреагируют на очередную политическую новость? Как работать с профстандартами?»
При этом себестоимость услуги, по её словам, выросла колоссально, что объясняется и курсом валюты, и инфляцией, и ростом тарифов на услуги ЖКХ, и потерей раскрученных ранее рекламных каналов.
«В этой ситуации надо очень внимательно и осторожно относиться к затратам, чтобы не сделать ошибок», — делает вывод она.
Её коллега, генеральный директор XFIT Ирина Туманова, раскрыла кухню отрасли подробно: «Рост среднего чека в нашей индустрии в целом не наблюдается с 2020 года. Наша выручка и, соответственно, уровень доходов всё это время не растёт, а затраты на поддержание работы клубов (коммунальные платежи, цены на товары, необходимые для жизнедеятельности клубов) выросли вместе с инфляцией. И это не говоря о том, что само оборудование подорожало в разы. Ведь почти всё, что есть в фитнес-клубе, в России не производится. Поэтому и цены скакнули, и изменение логистических цепочек тоже не лучшим образом сказалось на наших затратах».
По оценке Тумановой, если сравнивать с допандемийной ситуацией, то уровень операционной рентабельности в среднем по индустрии упал в два раза.
В таких условиях думать о перехвате точек конкурентов за счёт предложения более высокой платы за аренду старым игрокам даже в голову прийти не может. В отличие от новых.
«Новые компании, выходящие на рынок только сейчас, должны захватить свою долю. Их менеджмент и нацелен на это. Инвестиционные деньги у них есть, а что будет дальше — неважно. Кстати, они открыто заявляют, что срок возврата инвестиций — 8 лет и более. В недвижимости это нормально, но в операционном бизнесе возврат инвестиций должен происходить за 4-5 лет», — размышляет Ирина Туманова.
Она много лет работает в отрасли и многое повидала. В том числе такие примеры, когда компания заходила в престижный торговый центр на рыночных ставках аренды и через пару лет умирала. Или как предлагали стоимость абонементов в 3 раза ниже, чем на рынке, — и тоже через какое-то время успешно закрывались.
А мы все помним, как когда-то «Евросеть» и «Связной» агрессивно конкурировали, перебивая арендные ставки, и ничем хорошим для обеих компаний это не закончилось. Война привела их к убыткам. Но при этом нехорошую службу сослужила и всем участникам рынка, поскольку аренда в целом выросла на 8%. Отсюда вопрос: кому такие конкуренты делают бизнес? Арендодателям?
«Многие внешние люди, в том числе владельцы недвижимости, считают, что наша отрасль богатая — может заплатить. На самом деле отрасль небогатая, фитнес-услуги — это низкомаржинальный бизнес. И поэтому рост арендных ставок неизбежно скажется на клиентах, когда операторы будут вынуждены поднимать стоимость абонементов», — говорит Ольга Киселёва.
К чему приведёт такое повышение в условиях, когда реальные доходы людей падают, предвидеть несложно. Ведь фитнес — это не электричество в доме и не пара сапог, без которых на улицу не выйти. Это тот кусочек жизни, от которого отказываются в первую очередь.
Правда, Анастасия Юсина смотрит на ситуацию оптимистично: «Если говорить об экономической ситуации и её влиянии на отрасль, то тут тоже все неоднозначно. Конечно, есть снижение реальных доходов населения, но с другой стороны, из-за санкций, закрытия границ и безумных цен на поездки, фитнес стал для многих единственным досугом и отдыхом в попытке выйти из стресса». Но Анастасия — одна из немногих оптимистов на рынке...
Впрочем, фитнес — это один из тех бизнесов, который никогда не уйдёт в онлайн и при наличии грамотной бизнес-модели может уверенно работать годами. Пусть и с небольшой прибылью, зато стабильно и долго. И нормальные арендодатели понимают: лучше иметь партнёра, который не оставит в одночасье помещение, а обосновался в нём всерьёз и надолго. Неслучайно уже сейчас наметился новый тренд: договоры аренды стали переводить на процент от валовой выручки компаний.