Крупный российский перевозчик «Трансаэро» столкнулся с серьёзным кризисом. Причиной стали колоссальные долги, сообщает агентство Regnum. По мнению экспертов отрасли, следующий год станет нелёгким для всех авиакомпаний, но именно «Трансаэро» придётся особенно сложно.
На прошлой неделе «Трансаэро» стала рекордсменом по производству неблагоприятных новостей. Компания, в частности, заявила о прекращении сотрудничества с аэропортом «Шереметьево» и масштабном сокращении маршрутов. Отменяются рейсы из Москвы в Гетеборг, Кишинёв, Тяньцзинь и Рейкьявик, а также из Санкт-Петербурга в Пекин, Цюрих и Овду. Сокращение маршрутной сети затронуло и другие российские города.
Дополнительное внимание привлекли слухи о намерении перевозчика к Новому году повысить все свои тарифы на 10–15 %. Опубликованные «Трансаэро» опровержения были не слишком убедительны и сводились к тому, что слова одного из её руководителей просто не так поняли.
«Бурный рост обошёлся компании недешево, — пояснил аналитик „Инвесткафе“ Роман Гринченко. — „Трансаэро“ активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика».
По данным других экспертов, соотношение долга к прибыли (EBITDA) у «Трансаэро» превысило комфортный уровень вдвое. А предпринятая недавно попытка освободиться от долговой нагрузки закончилась неудачей.
Последней надеждой «Трансаэро» было бюджетное финансирование. Компания попросила у государства финансовых гарантий на общую сумму 10 млрд рублей. При этом в письме главы авиаперевозчика Ольги Плешаковой первому зампреду правительства Игорю Шувалову прямо говорилось о том, что без поддержки перевозчик может прекратить операционную деятельность.
По словам экспертов, с долговыми проблемами в России столкнулся целый ряд авиакомпаний.
«В эти сложные времена бизнес-модель, которая предусматривает агрессивный рост, агрессивное повышение доли рынка, оказалась чревата почти неконтролируемым наращиванием внешнего долга. Есть авиакомпании, в том числе и крупные, которые исповедуют другие бизнес-модели, — у них все нормально, и взрывного роста долгов не происходит», — отметил директор компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Однако попытка компании исправить свои бизнес-просчёты за счёт государства вызвала резкое неприятие у аналитиков.
«Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией, — сказал президент Исследовательского Центра „Политическая Аналитика“ Михаил Тульский. — На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис».
«Непоследовательная политика компании приводит к наблюдаемым плачевным результатам. Странно видеть подобные „рыскания“ в важнейших стратегических вопросах, имеющих непосредственное отношение ко всем сторонам деятельности „Трансаэро“, — считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. — Тем более настораживает такое поведение со стороны компании, которой ежедневно тысячи пассажиров доверяют свои жизни».
По прогнозам экспертов отрасли, в 2015 году всем российским авиакомпаниям будет достаточно тяжело работать. Это связано с тем, что ситуация в авиаперевозках вряд ли станет более комфортной. Вместе с тем, у «Трансаэро» могут возникнуть самые большие проблемы.
Смотрите также:
- Очередь на распил. Кому нужна поспешная приватизация энергетических компаний? →
- Крылья для развития Крыма. Как долететь до «всесоюзной здравницы»? →
- Доведёт ли кризис до... национализиции? →