Чума свиней захватила Волгоградскую область

Карантинный пост в волгограсдкой области. Фото от ГУ МВД по Волгоградской области

Область «зачумела»

Ситуация с африканской чумой свиней напоминает в Волгоградской области фронтовые сводки. В соседних Воронежской и Астраханской областях стали всерьёз поговаривать о закрытии границ с регионом, где АЧС шагает в геометрической прогрессии.

   
   

«Только последние 10 дней мы вздохнули чуть свободней, – рассказывает заместитель начальника регионального Россельхознадзора Орест Пилавов, не забывая суеверно постучать по столу. – Ситуация хоть немного да стабилизировалась. А в начале-середине лета каждый день фиксировали все новые и новые вспышки».

По словам специалиста, ситуация в Волгоградском регионе по распространению «африканки» среди местного свинопоголовья стала особо критической в нынешнем году. Всё, что было до этого, с 2010 года – это так, цветочки. На сегодняшний день в первую критичную зону по АЧС попали Красноармейский район Волгограда, город Волжский, а также Калачевский, Котельниковский, Ленинский, Октябрьский Среднеахтубинский и Светлоярский районы. Ежедневно в них выявляли по 10-15 вновь заболевших животных.

«По правилам ветеринарной безопасности в эпицентре заболевания уничтожению подлежит всё свинопоголовье, без разбора на больных и здоровых, – вздыхает специалист Россельхознадхора. – Пока что ветеринарными службами уничтожено по области 3,5 тысяч голов».

До конца года, по самым оптимистичным подсчетам, в так называемое «отчуждение» (попросту говоря, уничтожение) попадут в общей сложности 16 тыс. волгоградских хавроний. По словам вице-премьера регионального правительства Олега Керсанова в самые угрожаемые по АЧС районы уже направлены мобильные бригады из числа сотрудников сельского, лесного и охотничьего главков. В ряде случаев тотальному уничтожению в очагах инфекции подлежат не только домашние свиньи, но и дикие кабаны в охотхозяйствах.

В отличие от Тверской области, Краснодарского края, волгоградский вариант «чумы» самый неприятный – он полыхает по частным подворьям, мелкотоварным фермерским хозяйствам. А к каждому хуторскому подворью по ветеринарному посту не приставишь.

В правительстве региона считают: никакого экономического убийства сел из-за АЧС не происходит. Селянам сполна поступают средства в качестве возмещения ущерба, причиненного ликвидацией. Выплаты производятся из резервного фонда областной казны. На личные счета селян и жителей городского острова Сарпинский уже перечислено свыше 34 миллионов рублей. В общей сложности на компенсационные выплаты волгоградским фермерам предусмотрено 180 млн рублей. Расчет идет, исходя из цены за килограмм живого веса отчужденных животных, установленной в соответствии с расчетами Росстата.

   
   

Не компенсация, а грабёж!

Пока очаги африканской чумы свиней охватывают всё новые районы Волгоградской области, скотины вырезали столько, что народ открыто заговорил о диверсиях.

«У нас по хуторам стали чуть ли не силой забирать свиней по дворам, – рассказывает жительница Городищенского района Наталья Слепова. – Сельские сходы бурлят негодованием – ведь для селян это последние реальные деньги.

Работы во многих хуторах не осталось совсем, мы живем исключительно подворьем. А всё началось с того, что в мае на пустырь у хутора Паньшино кто-то выкинул несколько туш павших свиней. Положительные анализы на АЧС почему-то появились с космической скоростью – буквально на следующий день, хотя делали их в другом регионе. Мы считаем, если кто-то и выиграет от всего происходящего, то явно не рядовые волгоградцы».

«За отчужденную свинью моим родственникам из бюджета заплатили из расчета 86 рублей за килограмм в живом весе, – рассказывает фермер из Среднеахтубинского района Волгоградской области Владимир Черняхов. – Это грабительство! На любом рынке даже самая плохонькая свинина стоила не дешевле 160 рублей за килограмм, не говоря уж о чистом мясе».

По мнению фермера Черняхова, на сотнях подворий и мелких хозяйствах области сегодня можно ставить жирный крест. Крупный рогатый скот редко где держат из-за недавней эпидемии лейкоза коров, дороговизны кормов и ценовой нестабильности. Единственной «палочкой-выручалочкой» волгоградского села оставались свиньи.

«Это не чума свиней, а какая-то провокация со стороны власти и крупного агробизнеса! – убежден фермер. – Зайдите в любую торговую сеть. Там в свободной продаже находится свинина. Взял один раз там свинину на пробу, а мясо рыхлое, чуть ли не пенится. Лично мне за такую свинину было бы стыдно. Там сплошные добавки и красители»…

Машины проверяют на свинину. Фото от ГУ МВД по Волгоградской области

Двойные стандарты торговли

Волгоградские фермеры не без сарказма напоминают: за два года безуспешной войны со «свинской» чумой в Волгоградской области почему-то не пострадал ни один крупный животноводческий комплекс. Скот заставляют бить исключительно в мелких подворьях, словно по некоему заказу устраняя конкурентов на мясном рынке.

Зав. кафедрой «Анатомия и физиология животных» Волгоградского аграрного университета Алексей Ряднов грустно вздыхает:

«Да поймите – здесь нет никакого злого умысла! Все предельно просто: во время эпидемии неизбежно останутся лишь те хозяйства, где обеспечена стопроцентная изоляция поголовья от окружающего мира. В мелких подворьях эти меры соблюсти практически нереально. Всё, что сейчас делают ветеринары, убирая свиней из подворий – по закону. Нет никаких средств профилактики чумы свиней».

По мнению ученого, перспективы распространения чумы по частным подворьям огромной области не слишком радужные. Чума может легко охватить все мелкотоварные хозяйства с численностью порядка 350 тысяч голов. На реализацию профилактической защитной программы по местным частникам потребуется как минимум шесть миллиардов рублей – сумма абсолютно нереальная.

«Сложился парадокс: на рынках есть ветеринарные лаборатории для проведения экспертиз и исследований мяса, а в магазинах их нет. Однако сетевики делают анализы в тех же самых лабораториях и спокойно торгуют свининой, а рынкам это запрещают, – полемизирует со специалистом председатель комиссии по экономической политике гордумы Волжского Юрий Щевелёв.

Юрий Щевелёв рассказывает, что в его родном городе-спутнике Волжском местные предприниматели собрали более 1,5 тысяч подписей под обращением к Президенту РФ, УФАС, в Генпрокуратуру с просьбой разобраться, почему с середины лета продуктами животноводства категорически запрещено торговать на городских рынках при свободной реализации той же продукции в магазинах.

«Ничего не поделаешь – придется заменить на какое-то время в личных хозяйствах свиноводство на альтернативное животноводство, – предлагает региональный министр сельского хозяйства Александр Тарасов. – Сейчас готовим такую программу, чтобы помочь людям приобрести крупный и мелкий рогатый скот, птицу — и уйти от опасного пока свиноводства».

По мнению Тарасова, хоть как-то остановить полыхающее по всему региону АЧС, «мешает психология мелкого частного производителя».

«Чума из района в район, из села в село перемещается из-за человеческого фактора, – считает региональный сельхозминистр. – Напуганное перспективой упущенной прибыли население, всеми правдами и неправдами режет в зараженных районах свинину и вывозит на рынки, к скупщикам, в другие районы чуть ли не полевыми дорогами – в обход ветеринарных постов. Это безответственно! Так мы позаражаем весь регион».

В качестве примера такой яркой безответственности в правительстве региона назвали один из поселков в пригородной Средней Ахтубе. Там 62-летняя пенсионерка прятала подлежащих отчуждению личных свиней чуть ли не в погребе, за что поплатилась огромными штрафами.

Кому мешают свиньи

Свой взгляд на ситуацию с африканской чумой имеют местные политики. Волгоградский депутат Госдумы от КПРФ Алевтина Апарина категорично утверждает:

«Нынешние власти беззастенчиво лоббируют интересы одних бизнес-структур и не поддерживают в данной ситуации других людей – простых потребителей, частных и индивидуальных предпринимателей, владельцев личных подсобных хозяйств. Мы помним историю Ростовской области, когда якобы был выявлен очаг, месяц ничего не продавали, запрещали вывозить свиней, а потом выяснилось, что никакой чумы и не было. Зато вырезали весь скот».

«Мы уже обращались к местным жителям: если известны хоть какие-то факты, что свиней в подворье изымают и уничтожают в угоду интересов каких-то там олигархов, агробаронов, да кого угодно – немедленно сообщайте, разберемся, – обещает областной депутат от партии «Единая Россия» Ирина Гусева. – Но лично мне неизвестно пока ни одного случая, чтобы жесткие меры были бы не оправданны».

«Возможно, некоторые инструкции по АЧС действительно морально устарели, – считают ученые из Волгоградского аграрного университета. – Но давайте возьмем опыт Западной Европы, той же самой Испании. Там даже с ужесточением всех административных, ветеринарных мер АЧС «изгоняли» не один год. А сколько придется нам затратить сил, чтобы победить «африканку» при нашей русской расхлябанности и традиционном «авось»?!

Так кому же выгодна африканская чума свиней? Ясно, что не местным жителям, которые в спешке режут свиней и продают их по знакомым. И нельзя не вспомнить один интересный факт: у поселка Пригородный Фроловского района намечено возвести современное свиноводческое производство. Об этом стало известно в апреле этого года после возвращения губернатора Сергея Боженова из Италии. Инвесторами свинофермы на 115 тысяч голов в год готовы выступить итальянские бизнесмены. После этой новости чуть ли не каждый день в СМИ стала появляться информация о новых вспышках «африканки» по региону. На сегодняшний день она успела распространиться по 6 районам области, а также Волгограду и Волжскому. Связаны ли эти два события между собой, покажет время.

Смотрите также: