Вся правда о профстандартах. Как они изменят бизнес?

Чтобы получить работу своей мечты, нужно учитывать целый ряд факторов — и не последнее место в данном списке занимает и соответствие профстандартам, которые сегодня должны скорректировать бизнес-среду. О том, на что именно они влияют, и в чем их специфика, АиФ.ru спросил у заместителя председателя и руководителя рабочей группы по профессиональным стандартам Совета по профессиональным квалификациям в области управления персоналом Национального совета при Президенте РФ Валентины Митрофановой.    
   

Кто выиграет?

АиФ.ru: В профессиональной среде ходят истории, что чуть ли не вы придумали стандарты?

— Видимо профессиональной среде надо, чтобы кто-то был крайним (смеётся). На самом деле не хочется никого расстраивать, но их придумала не я. Это нормальная международная практика которой во многих странах уже более 20 лет. В апреле на конференции Росатом выступал Трэвол Бутал — консультант который в странах Европы сопровождал внедрение стандартов уже более 20 лет. 

— И привезли в нашу страну их тоже не вы? 

— Не я, к сожалению. Их «привёз» Владимир Владимирович. Хотя ещё до известных «майских указов» 2012 года некоторые передовые госкорпорации разрабатывали для собственных нужд профессиональные стандарты. 

— А для чего вообще они нужны? 

— В первую очередь для того, чтобы «срастить» запросы бизнеса к профессиональным квалификациям рабочих и специалистов и систему образования, а также чтобы выстроить в стране систему независимой оценки квалификации. 

   
   

— Почему тогда такое сильное сопротивление это встречает в бизнес-среде, и, насколько мы понимаем, не только там? 

— Это как раз объяснимо. Редко когда какие изменения принимаются с большим восторгом, мы вообще не любим меняться и что-то менять в своей работе. 

— Но ведь в итоге бизнес выиграет от внедрения стандартов? 

— В конечном итоге, конечно, выиграет. И не только бизнес, но и система образования, и страна в итоге. И самое главное, выиграют сами люди, которые смогут получить четкий ориентир роста в профессии, повышения квалификации, понимания того, какие компетенции надо «прокачивать» для карьерного роста. Но это же в перспективе, а меняться надо сейчас. Все же знают — чтобы иметь красивое тело к лету, надо минимум за полгода браться за себя: заниматься спортом и менять питание. Поэтому и обманываем себя сами постоянно, что до лета далеко, да и вообще не больно-то и надо: лень часто перевешивает или отсутствие мотивации. 

— Ну то есть все-таки стандарты будут обязательны для работодателей? В прессе можно встретить любые комментарии от «все для всех обязательно» до — «все для всех необязательно»? 

— Проблема заключается в том, что многие, комментируя стандарты, обобщают и говорят об обязательности или нет по отношению ко всему стандарту. А такие обобщения очень опасны. Стандарт состоит из многих частей. В нем описывается и вид профессиональной деятельности, и функции, которые в этой профессии выполняются, и квалификационные уровни, и возможные наименования должностей, и требования к квалификации и образованию. Любые обсуждения обязательности или необязательности могут касаться только того, в каких случаях обязательно использовать название должностей из стандарта, а в каких нет, и в каких случаях и каким профессиям квалификационные требования или требования к образованию являются обязательными. Поэтому и тот, кто говорит, что все стандарты обязательны, и тот, кто говорит, что все стандарты необязательны, видимо, не сильно много понимает вообще в стандартах.

Вот, если, например, говорить о нашем профстандарте «Специалист по управлению персоналом», то он обязателен во всем! (Смеётся.)

— Как-то все очень сложно. 

— Да, непросто. Но кто хочет — разберётся. А кто не хочет — как обычно найдёт виноватых или оправдания какие-нибудь.

Позиция Минтруда

— Правда ли что Минтруд, который имеет право комментировать порядок применения стандартов, говорит, что они необязательны и носят «рекомендательный характер»? 

— Нет, так Минтруд не говорит. В своих разъясняющих письмах Минтруд поясняет, когда и в каких случаях, а также какие части стандартов обязательны. Может, он говорит об этом слишком общо и без конкретики, и от этого создаётся непонимание на рынке. 

— А как работодатели должны применять комментарии Минтруда, если из них ничего не ясно и есть такое недопонимание? 

— Письма министерств не являются нормативно правовыми актами и не регистрируются в Минюсте, а значит, обязательному и прямому применению не подлежат. Поэтому если работодателю понятно, как применять — могут применять, если непонятно — можно всегда обратиться дополнительно в Минтруд, к своим юристам, в сторонние юридические компании и т.д. 

— Но ведь на рынке не слишком много специалистов по стандартам, тем более тех, кто может внятно и четко ответить на конкретный вопрос? 

— Ну, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Я искренне верю в пословицу — «кто ищет решение — найдет его, кто ищет оправдание — тот тоже найдет то, что ищет». 

— А многие компании сейчас внедряют стандарты? 

— Нет, пока не многие. Как правило, это крупные компании, лидеры рынка. 

— А в чем причина, как вы думаете, кроме того, что много разной противоречивой информации? 

— С моей точки зрения, в непонимании, как это делать. Все интуитивно чувствуют, что объём работы большой, а как приступить к этой работе, непонятно. Поэтому мы сейчас на семинаре проходим фактически пошаговый алгоритм, выстраивая последовательность действий по внедрению стандартов. Как только компания понимает алгоритм внедрения, как правило, все сдвигается с мертвой точки сразу. 

— Но ведь Минтруд должен был выпустить методические рекомендации по применению стандартов. 

— Да, должен был ещё до конца 2014 года. Но не выпустил пока. 

— А инспектора труда могут наказывать работодателя за неприменение стандартов? Что они сами говорят? 

— У многих инспекторов у самих нет пока понимания, что такое профессиональные стандарты. Теоретически могут, конечно, наказывать. Доживем до конца 2016 года, и уже первые результаты инспекционной практики можно будет увидеть. 

— А судебная практика есть? 

— Да, уже достаточно прецедентов, судебная практика идет уже с 2014 года. К сожалению, не все решения можно посмотреть в открытых источниках, но некоторые из них находятся в открытом виде в информационно правовых системах, и их можно найти.

Для тех, кому не все равно

— А ещё говорят, что вы продвигаете стандарты, чтобы на этом зарабатывать деньги. 

— Хорошая версия, ну тогда можно сказать, что любой консультант в любой сфере продвигает изменения в законодательстве, чтобы зарабатывать деньги. Так как я консультант по трудовому праву, то получается на любом изменении трудового законодательства я зарабатываю деньги. Еще бы понять, как я как консультант могу повлиять на Государственную думу и Президента РФ (смеется). 

— У вас же есть свой институт, который занимается обучением? 

— Да, есть. И мой институт занимался обучением задолго до появления стандартов. Причём обучаем мы только специалистов в области управления персоналом и не обучаем по остальным более чем 800 стандартам. Причём специалистов по управлению персоналом обучают в том числе более 150 вузов и неограниченное количество образовательных организаций, которые имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование. Или в стандартах как-то указано, что все должны учиться у нас в институте? 

— Все равно вы же, наверное, на семинарах говорите, что надо учиться именно у вас? 

— Вы, конечно, можете не верить, но не говорю. Я вообще на семинарах по профстандартам все примеры привожу большей частью на стандарте «Специалист в области охраны труда», а по рабочим процессиям на стандарте «Сварщик». Причём ни первых, ни вторых мой институт не обучает. Просто на них удобно отрабатывать вопросы применения стандартов. 

Правда, сейчас, когда мы с общих семинаров по правовым вопросам применения стандартов перешли уже в методику внедрения, я практическую задачу даю именно по нашему стандарту «Специалист по управлению персоналом», но только для того, чтобы HR-специалисты потренировались именно на себе соединять свои обязанности с функциями, описанными в стандарте. Так получается нагляднее. Но на семинаре даже рассказываю, как можно обойти требования по обучению в стандарте. Так что я тут, скорее, веду себя как «антибизнесмен». У меня внутренняя потребность помочь всегда превышает коммерческие цели. Правда, тут отдел продаж наш всегда немного недоволен. 

— Но на самих семинарах вы же зарабатываете? 

— Иногда да, иногда нет. Мы и бесплатных вебинаров много ведём и на конференциях партнеров рассказываем все. И насколько я понимаю, такие платные семинары много кто читает, начиная с ВШЭ и заканчивая частными консультантами. 

— Но почему-то большей частью именно про вас слышно. 

— Это же рынок. Я-то как могу повлиять на то, что о других консультантах мало кто знает или мало кто слышит? Я на консалтинговом рынке больше 15 лет, конечно, моё имя уже известно в профсообществе. 

— А вот некоторые консультанты тоже говорят, что стандарты не обязательны. И что вообще специалистом по управлению персоналом можно после школы работать. 

— Это же их выбор. И выбор тех, кто верит таким консультациям. У нас вообще в стране свобода выбора (смеётся). Правда, как-то обидно за профессию HR. Лично моя миссия сейчас — это поднятие престижа профессии HR, формирование профессионального сообщества, создание информационных площадок, формирование экспертов в области управления персоналом. И очень трудно пробиваться через общее восприятие HR специалистов как технических работников, которые «перебирают там какие-то бумажки» и доказывать что HR — это стратегический партнёр, от которого зависят многие вопросы бизнеса. 

— А где вы будете 1 июля, когда вступят в действие поправки в Трудовой кодекс? Будете проводить какое-нибудь особенное мероприятие? Давать последние наставления?

— Я буду взбираться на Эльбрус в эти даты. Мне кажется, это точно будет легче, чем двигать в нашей стране профессиональные стандарты. А относительно наставлений: кому надо, тот уже разобрался, кому надо разберётся в процессе. А кому не надо, тем и наставления давать бесполезно. У нас, мне кажется, национальный вид спорта — жаловаться на все вокруг и при этом не делать ничего для компании, профессии, отрасли, страны, для себя, в конце концов, и ждать что как-то само по себе все должно измениться. Но реально тех, кто готов что-то делать для себя и профессии, просто единицы. И я с искренним уважением отношусь к таким неравнодушным. 

— Я правильно поняла, что для этого вы проводите конкурс лучший по профессии среди специалистов по управлению персоналом? 

— Во-первых, провожу не я, а Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. Я вхожу в оргкомитет и руковожу одной номинацией по специалистам по кадровому делопроизводству. По остальным номинациям — подбор персонала, оценка, развитие, оплата труда, директора по персоналу номинациями руководят известные всему рынку специалисты именно по этим темам. Но, как одна из целей этого конкурса, это действительно «вывести из тени» тех, кто хочет развиваться в профессии, развивать профессию и вообще тех, «кому не все равно».

Смотрите также: