Как так получается, что некоторые толковые студенты пользуются шпаргалками? Почему некоторые во всех прочих отношениях примерные граждане мухлюют с подоходными налогами? Почему сильные талантливые атлеты травят себя стимуляторами? Как могут люди, называя себя верующими, врать, глядя вам в глаза? Что толкает законопослушных людей на супружескую измену? Почему некоторые сверхбогатые главы компаний пополняют свои и без того туго набитые бумажники бесчестными способами? И, раз уж мы взялись за разгадку тайн жизни, с чего это вдруг чем богаче человек, тем ему порой труднее поделиться с нуждающимися?
Все это простые вопросы, а ответы на них сложны и разнообразны. Разумеется, нас никто не заставляет поступать непорядочно, но отсутствие честности (и эгоизм) встречается довольно часто, если судить по средствам массовой информации, научным исследованиям и нашему собственному опыту. Некоторые говорят об упадке честности, хотя тому нет эмпирических подтверждений. (Да и кто бы поверил опросу среди лжецов?) В наши дни люди, может быть, и ведут себя менее этично, однако же им стало труднее утаивать свои грешки. Скандалы, которые у всех на слуху, — тому подтверждение. Я знаю, непорядочность — примета не только нашего времени.
Большинство из нас считают себя честными, порядочными, высоконравственными людьми — и как правило, так оно и есть. Очевидное противоречие между нашим представлением о себе и тем, каковы мы на самом деле, показывает, что мы что-то не учли. В самом деле, мы то и дело допускаем непорядочность в мелочах по самым разным причинам.
Для кого-то мотивацией служит всего лишь сомнительное удовольствие переступить черту, искусить судьбу. Для других непорядочное поведение «разумно» с точки зрения прямой выгоды — соответственно недостойная цель может «стоить» риска.
Бывают ли положения столь безнадежные, что выбора нет и остается лишь «срезать углы»? Переживают ли некоторые люди под давлением такое вот «короткое замыкание»? Или они просто слишком эгоистичны, чтобы задумываться? Для недолжного поведения может быть много причин, верный же путь всегда единственный.
Честность считается добродетелью во всех религиях и практически в любом обществе. Все новые и новые исследования показывают, что люди ценят честность и свято верят, что они честны. Нам не нравится, когда нам врут, не нравится быть жертвой мошенников. Нас приводят в ярость дурное поведение должностных лиц и подделка финансовых отчетов главами корпораций. Более того, мы можем при необходимости распознать непорядочное поведение. Родители знают, когда дети их обманывают. Недавние исследования восприятия ценностей маленькими детьми показали: даже трехлетние малыши понимают, когда им говорят неправду.
Тот факт, что мы время от времени оступаемся, — не бог весть какое откровение. С тех пор как праотец Адам срезался на своем первом тесте, в мире полно тех, кто выбирает неправильный ответ. В конце концов, мы слабые несовершенные человеческие существа, склонные ошибаться. Наши пристрастия, жадность и тщеславие, как правило, становятся поводом для морального «схода с рельсов». К счастью, случайная ошибка для большинства из нас не превращается в систему, поскольку вызывает неприятное чувство вины и стыда. Рано или поздно мы признаемся в содеянном. Никому не хочется нарушать данное слово.
И все же порой сдержать его невозможно. Помните, однако, что неблагоприятный поворот событий не избавляет нас от данного обещания. Освободить нас от данного слова может лишь тот, кому мы его дали. Мы должны сообщить ему о затруднительном положении и дать возможность (но не заставить) освободить нас от обязательств. Во дни процветания люди иногда сходят с пути праведного, ослепленные блеском золота. Возникает искушение продлить эйфорию возможно более легким способом. Мы можем решить, что этичное поведение лишает нас преимущества по отношению к другим. (Атлеты, употребляющие допинг, например, чувствуют, что не могут себе позволить остановиться, поскольку их соперники тоже сидят на игле.) Непорядочное поведение можно рассматривать и более прагматично. Потенциальная кара за нечестность может показаться мелочью в сравнении с предполагаемыми выгодами, и обман оказывается стоящим делом.
В неспокойные времена люди могут считать непорядочность единственным способом сделать карьеру, легчайшим путем к богатству, единственным шансом «удержаться на плаву». Они могут хвататься за ложное убеждение, что им нечего терять или что бесчестие будет иметь место «в первый и последний раз». Честно говоря, это скользкая дорожка.
Для лжи, мошенничества и эгоизма нет оправданий при любых обстоятельствах, но вполне понятно, что во время кризиса под давлением обстоятельств люди чаще оступаются. Вот почему я считаю необходимым повторить настойчивый призыв к пересмотру нашей нравственной позиции.
Некоторые люди (вероятно, их меньшинство) в бизнесе, спорте, науке, политике и разного рода организациях, прямо скажем, патологически непорядочны. Им нужна помощь, которую я предоставить уже не могу. К тому же бывают люди, которым элементарно наплевать на других. Их волнуют лишь они сами. Такого рода люди — это растущая проблема и прямая угроза ценностям, которые нам дороги. Временами мы оказываемся перед нелегким выбором: обмануть и получить от этого сиюминутную выгоду — или сохранить незапятнанным свое доброе имя?
В любом случае, что-то выбрать — значит чем-то поступиться. Если награда невелика, остается выбрать честность и мы примем это решение без особых усилий. Если же на кон поставлено нечто более существенное, удержаться от искушения куда труднее. Эта теория затрат и преимуществ легла в основу эксперимента 2005 года «Нечестность честных людей», проведенного экономистами Ниной Мазар и Дэном Ариэли из Массачусетского технологического института и Оном Амиром, специалистом по маркетингу из Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Участники тщательно взвешивали преимущества и недостатки честности и ее отсутствия в поисках решения, максимально учитывающего их интересы, включая внутреннюю удовлетворенность. Им платили исходя из количества правильных ответов. Другими словами, если испытуемый не знал ответа на вопрос, то, добыв правильный ответ нечестным путем, он мог получить большее вознаграждение.
Разумеется, мошенничали многие. Страх попасться, похоже, не очень их удерживал. Но, когда разработчики теста кое-что изменили в условиях, результаты резко изменились. Скоро я расскажу, что именно произошло. Победа не всегда измеряется деньгами. Бывает, что приходится терять деньги, и немалые, но победа — это куда больше, чем финансовая статистика. Оценивая, чего мы стоим, сначала надо обратиться к основам нашей жизни, а это ценности, здоровье, семья, друзья. Умирать не особенно весело, даже если после вас останется гор- шок с золотом. Семья и друзья — это суть нашей жизни и то, что после нас останется по большому счету.
Наши ценности, если они должным образом закреплены, проведут нас сквозь эти бури. В разгар кризиса глубоко вдохните и подумайте об этих ярких звездах в нашей человеческой Солнечной системе. Если они на своих местах, все хорошо. Теперь можно и начинать исправлять положение. Никогда не опускайте ценностную планку — это значило бы солгать самим себе. Если вы хоть раз увидите в себе лжеца, ваша положительная самооценка улетучится. Лучший способ не допустить этого в ситуации кризиса — решительно действовать. Посоветуйтесь со знающими людьми, соберите и припрячьте все оставшиеся деньги, пересидите бурю и — начните все сначала. (Я начинал с нуля трижды и каждый раз приобретал не меньше миллиарда долларов.) Это возможно, и вы справитесь. А теперь закончим рассказ об эксперименте. Испытуемые (как, наверное, и все люди) в глубине души знали, что быть нечестным плохо. Представление о честности было им не в новинку, но знать, что правильно, а что нет, не всегда достаточно, чтобы удержаться от искушения, что и показал эксперимент Мазар—Амира—Ариэли.
«Вопрос не в том, чтобы знать, что врать нехорошо, а скорее в том, думает ли человек об этих нравственных стандартах и сравнивает ли с ними свое поведение, когда появляется соблазн поступить нечестно».
Итак, на второй стадии эксперимента, в которой участвовало 229 студентов, добровольцев попросили вы- полнить небольшое задание перед сдачей экзамена, за каждый правильный ответ на котором полагалось де- нежное вознаграждение. Половине студентов велели перечислить письменно десять книг, прочитанных ими в старших классах, а остальным — вспомнить столько заповедей из десяти, сколько получится. За эти предварительные задания непосредственного вознаграждения не предусматривалось. В среднем участники вспомнили только по четыре заповеди, но этого оказалось достаточно. В группе, где вспоминали прочитанное, показатели списывания не изменились в сравнении с предыдущим днем, зато они заметно снизились у тех, кто вспоминал заповеди — основной моральный кодекс иудео-христианской культуры. Вот вкратце выводы ученых: когда нам напоминают о наших основных ценностях, тяга к обману уменьшается.
Людей удерживали от лжи не правила или возможное наказание. Это было просто напоминание об основных ценностях, пришедших к нам с незапамятных времен: не укради, не лги, не мошенничай.
Нам крайне нужно, чтобы мы сами или же кто-то другой постоянно напоминал нам об универсальной аксиоме: честность — лучшая политика.
AIF.RU благодарит издательство «Питер» за предоставленный отрывок.
Смотрите также:
- Почему сладкоежки не становятся миллионерами, или «Теория успеха» на 100 страницах →
- «В кризис у людей нет денег даже на бензин, а в Москве пробки меньше не стали» →
- Кризис доверия. Почему россияне не едут в деревню →