Однако, чтобы эта концепция нормально развивалась, к аптечным работникам должны применяться новые требования.
С лёгкими недомоганиями людям приходится сталкиваться постоянно. Они не угрожают жизни, длятся недолго, не требуют госпитализации и не представляют серьёзного риска для здоровья как в конкретный момент, так и в долговременной перспективе. И, что немаловажно, лечатся безрецептурными лекарствами, которые можно купить повсеместно. Но доступности лекарственных средств недостаточно, безопасным и эффективным самолечение может быть только в том случае, если люди будут располагать информацией, необходимой для принятия правильных решений в отношении своего здоровья и разработки плана дальнейшего лечения.
Школа для пациента
Внедрение концепции ответственного самолечения в России, как и в других странах, возможно только при участии медицинского и фармацевтического сообществ, производителей, а также общественных организаций и государства. Лишь тогда ответственное самолечение станет одним из ключевых факторов в сохранении здоровья нации.
Соответственно напрашивается вывод о необходимости обучения людей навыкам самостоятельного лечения, которое могут проводить врачи и аптечные работники. Для этого в целях повышения уровня медицинской грамотности пациентов в ближайшем будущем должны быть введены специальные обучающие программы (в том числе включающие в себя современные цифровые технологии), желательно под контролем государства. Должен быть организован достаточный доступ населения к информации и ресурсам, посвящённым здоровью и ответственному самолечению, включая информацию о лекарственных препаратах в рамках текущей нормативно-правовой базы.
Концепцию ответственного самолечения надо трактовать достаточно широко. Этот термин должен включать в себя как минимум два условия: не только готовность пациента взять ответственность за собственное здоровье в свои руки, но и желание и готовность медицинского и/или фармацевтического работника разделить эту ответственность с пациентом.
Первое звено в системе здравоохранения
Огромную роль в подъёме престижа профессии провизора сегодня играет Международная фармацевтическая федерация (FIP). Кстати, именно ей принадлежит идея возникновения торжественной клятвы провизора – аналога клятвы Гиппократа, только для фармацевтов. В своей работе FIP уделяет большое внимание опубликованию последних разработок в фармацевтической практике и связанных с ними глобальных новостей. Международная ассоциация фармацевтов постоянно ищет новые современные подходы к информированию своих членов и партнёров обо всём, что влияет или будет влиять на сферу фармацевтики.
В частности, FIP была организована рабочая группа «Фармацевтический работник – первое звено в системе здравоохранения», в которую входили эксперты из 8 стран. Россию представляло Московское фармацевтическое общество – официальный член FIP. Эксперты рабочей группы признали, что 99% населения мира сегодня ограничены в доступе к врачам и поэтому «везде, где есть лекарства, должны быть провизоры». Также было отмечено, что, для того чтобы медики и фармацевты могли эффективно сотрудничать, врачи должны быть информированы о том, что могут и знают работники аптек. Повысить профессиональный уровень фармацевтов может только соответствующее обучение. FIP разработала конкретные рекомендации для реорганизации обучения провизоров для развития профессии посредством внедрения множества вспомогательных инструментов.
Как показали международные исследования, проведённые под эгидой FIP в 2015 году, число фармацевтов в расчёте на 10 тыс. населения в период с 2006 по 2012 год выросло в подавляющем большинстве стран мира (всего исследование охватывает 51 страну).
В 52% стран мира (например, Канаде, Нидерландах, Эфиопии, ЮАР) в более половине аптек имеется возможность работы провизора в одной команде со всеми специалистами здравоохранения, что повышает как результаты лечения конкретного больного, так и уровень всей системы здравоохранения.
Роль фармацевта, сводившаяся ранее главным образом лишь к отпуску лекарств, в современных условиях должна кардинально измениться и наполниться новым содержанием. Отныне это должен быть не продавец (как иногда называют провизора в прессе), а специалист сферы здравоохранения. Поскольку провизор – наиболее доступный для населения представитель системы здравоохранения, который общается с пациентом обычно чаще, чем врач, он должен стать полноправным участником диалога в системе врач – пациент – провизор, своего рода эксперт-советник. Помимо отпуска препаратов аптечный работник-первостольник должен ориентироваться и в основных проявлениях недомоганий, при которых применяются те или иные безрецептурные препараты, и иметь базовые представления о ситуациях, в которых следует рекомендовать посетителю аптеки как можно скорее обратиться к врачу.
Не продать любой ценой, а отпустить то, что нужно
Сегодня главные обучающие программы для фармацевтов – это тренинги по увеличению среднего чека. Но «эра тренингов продаж» рано или поздно должна закончиться, потому что сегодняшний день диктует другие подходы к обучению этих специалистов. Фармацевт должен продать не как можно более дорогое, а нужное пациенту лекарство. Известно, что понимание пациентами важности рационального приёма лекарств напрямую влияет на исходы лечения, а значит, и на систему здравоохранения в целом. Люди очень ценят, когда получают адекватную информацию от аптечного работника.
В связи с этим необходимо понимать, насколько информированы пациенты.
В рамках работы Московского фармацевтического общества совместно с Курским государственным медицинским университетом было проведено исследование, целью которого явилось изучение информационных потребностей в цепочке врач – пациент – провизор. Результаты исследования показали, что авторитет мнения фармацевта вполне сопоставим с авторитетом врача (разница между ними – лишь десятые доли балла).
Эксперт-советник в постоянном доступе
Лекарство – это уникальный продукт, имеющий множество свойств, и разобраться в них человеку неосведомлённому практически невозможно. Взять на себя задачу разъяснять пациенту правила приёма, хранения и других нюансов употребления лекарства лечащий врач пациента физически не может – на это у него просто нет времени. К тому же среднестатистический врач обычно оперирует арсеналом из 60–80 лекарственных средств. А больной человек зачастую страдает несколькими заболеваниями, посещает разных врачей, и они назначают ему разнообразные лекарства, не всегда обращая внимание на различные аспекты их совместимости. Кроме того, у пациентов существуют трудности в понимании информации, изложенной в инструкциях к препаратам. Поэтому нередко возникают ошибки в правилах приёма и дозировке препаратов, что может сделать их употребление неэффективным и даже опасным.
Сегодня практически единственную информацию о лекарственном препарате и правилах его приёма дают именно в аптечной организации. Эта услуга очень важна, ведь подчас, например, эффект от употребления лекарства до или после еды – кардинально разный. Поэтому фармацевтические работники – важнейшее звено, способствующее рациональному применению лекарственных препаратов, а в отношении безрецептурных препаратов даже и правильному выбору.
Расширение полномочий
Несомненно, в скором будущем в рамках внедрения концепции ответственного самолечения аптечным работникам потребуется кардинально иное обучение. Ведь, для того чтобы правильно консультировать население, фармацевты должны следовать определённым алгоритмам. И очень важно, чтобы эти алгоритмы были правильно разработаны.
Сегодня, например, в Великобритании расширяются полномочия фармацевтов. С 2011 года они получили право самостоятельно выписывать рецепты на некоторые лекарства. Речь пока не идёт о том, что России нужно было бы позаимствовать этот опыт, хотя в некоторых ситуациях он мог бы стать хорошим решением.
Очевидно, что необходимо создавать программы повышения медицинской грамотности населения и внедрять дополнительные образовательные программы для фармацевтов. Союз медицинских специалистов и аптечных работников, науки и бизнеса будет способствовать тому, что доступ к препаратам и качественной лекарственной помощи будет улучшаться.