«Понедельники — взять и отменить». Готова ли РФ к 4-дневной рабочей неделе

В будущем работники перейдут на четырехдневную рабочую неделю, такой вариант не исключает премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Технологический процесс приводит к сокращению не только рабочих мест, но и рабочего времени. К расширению досуга. Весьма вероятно, что будущее за четырехдневной рабочей неделей как основой социально-трудового контракта», — заявил глава правительства на Международной конференции труда (цитата по РИА Новости).

   
   

Как считает глава правительства, гонка за успехом может обернуться для соотечественников постоянным стрессом и усталостью. А это негативный для национальной экономики фактор. Медведев также напомнил, что недавно Всемирная ассамблея здравоохранения официально признала болезнью эмоциональное выгорание.

Когда сокращенная рабочая неделя может быть введена в России? И какие риски для экономики она может таить?

Слишком долгая перспектива

Судя по результатам опроса рекрутингового портала Superjob, россияне не против перехода на четырехдневную рабочую неделю. «Практически каждый второй опрошенный (49%) инициативу премьера поддерживает. 31% против сокращения рабочей недели. Каждый пятый (20%) затруднился с ответом», — говорится в исследовании.

Пять лет назад вопрос перехода на четырехдневную рабочую неделю поднимала Международная организация труда (МОТ). Специалисты предлагали сократить количество рабочих дней, но сохранить количество трудовых часов. То есть, грубо говоря, часы с потенциального выходного дня «раскидать» по другим будням. Тогда граждане будут меньше ездить на работу, будет меньше пробок, выхлопных газов — сплошная польза для экологии. Идею, правда, раскритиковали профсоюзы, поскольку сокращение рабочей недели приведет к сокращению производительности труда.

Для россиян переход на четырехдневку может означать еще и снижение зарплат. Пользуясь случаем, работодатели урежут оклады с формулировкой: «Ну вы же теперь меньше работаете».

«Здесь вопрос остается открытым. Но все, безусловно, социальные партнеры, международные организации реагируют на это таким образом, что с точки зрения материального обеспечения население пострадать не должно», — заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.

   
   

Впрочем, по ее словам, для перехода на сокращенную рабочую неделю необходимо вывести тысячи россиян из теневого сектора экономики — только так можно избежать прогнозируемого сокращения числа трудоспособных граждан к 2025 году. Четырехдневка может стать ответом на вызовы высоких технологий, из-за которых вымирает и еще вымрет ряд профессий, как считает Голикова.

Как рассказала АиФ.ru член генерального совета «Деловой России», соучредитель компании Vitrina A Виктория Попылькова, в настоящее время отказ от пятидневной рабочей недели в пользу четырехдневной является преждевременным: такое сокращение приведет к снижению производства и продаж. «Физически невозможно произвести равный объем продукта, так как речь идет об определенном машинном времени, сборке и упаковке. Технологии, которые позволят оптимизировать многие процессы, еще только набирают обороты и пока не смогут компенсировать долю ручного труда», — рассуждает она.

Если государство обяжет работодателей сохранять зарплаты, это, скорее всего, будет негативным фактором, ведь предприятие столкнется с сокращением производства, из-за чего недосчитается прибыли, но зарплаты будет обязано платить в прежнем объеме.

«А если сюда прибавить оплату труда в нерабочий день, которая всегда идет с повышающими коэффициентами, то бизнес будет платить в сухом остатке больше, чем сейчас, за тот же самый объем работы. При принятии данного решения также необходимо понимать, какие настанут социальные последствия от этого. Как люди потенциально будут проводить увеличенный по времени досуг, чтобы это не привело к возможным негативным последствиям», — говорит она.

Пока же длинные выходные типа майских или новогодних праздников наносят ущерб национальной экономике. Например, за время зимних каникул российский ВВП «худеет» на 1,5%, а денежные потери составляют 1,2 трлн рублей, как подсчитали в Институте стратегического анализа. Каждый день отдыха в январе 2017 года специалисты оценивали в 150 млрд рублей. А потери в связи с медленным вхождением в рабочий ритм подсчитать невозможно.

Мировой опыт

Рассуждая о прелестях четырехдневной рабочей недели, Дмитрий Медведев привел в пример новозеландскую компанию, которая после сокращения рабочих дней зафиксировала рост производительности на 20% в пересчете на час рабочего времени. Уровень стресса у сотрудников при этом снизился. Речь идет об инвестиционной организации Perpetual Guardian, где на четырехдневке работают больше года. Любопытно, что до нововведений 54% работников фирмы утверждали, что справляются и с работой, и с домашними делами, а после таких стало уже 78%. С появлением дополнительного выходного удовлетворенность жизнью здесь выросла на 5%, а стресс упал на 7%, выяснили ученые, проявившие интерес к эксперименту Perpetual Guardian.

IT-компания Planio тоже работает на четырехдневке. Там пришли к выводу, что переработки вообще являются «главной угрозой продуктивности». «Это проблема не только сотрудников. Это вещь, за которой должны следить начальники. В креативной сфере работа практически никогда не бывает „сделанной“ вне зависимости от того, сколько времени вы потратили на нее. Работать больше в таком случае не помогает. А способность работать меньше по времени — ваше конкурентное преимущество», — считает руководитель компании Ян Шульц-Хофен.

«Когда знаешь, что нет времени смотреть в окно, это неожиданно стимулирует к работе. А дополнительный выходной позволяет перезагрузить мозг. Это может показаться странным, но то, что поможет вам лучше думать о работе, — это какое-то время вообще не думать о работе», — добавляет он.

Тем не менее опыт сокращения рабочей недели не всегда успешен. В другой IT-компании — Treehouse — от четырехдневки отказались: четыре года назад работники фирмы начали трудиться по 32 часа в неделю. Позже сооснователь компании Райан Карсон такую систему отменил, признавшись, что она оказалась разрушительной. «Я утратил рабочую этику», — признался бизнесмен. Сейчас он работает по 65 часов в неделю.