Новые правила. Когда и как заработает закон «О промышленной безопасности»

Глава Ростехнадзора Алексей Алешин в начале октября рассказал в интервью «Интерфаксу», когда заработает новый закон «О промышленной безопасности», о проверках предприятий во время пандемии COVID-19 и о том, что нужно делать, чтобы не допустить техногенных катастроф. «АиФ» заинтересовался этой темой и решил раскрыть подробности работы надзорного ведомства.

   
   

За деятельностью любого промышленного предприятия, будь это крупный металлургический завод или даже небольшая пекарня, должен осуществляться государственный контроль с точки зрения безопасности ее работы для обычных граждан, самих работников и окружающей среды. Впрочем, даже небольшое производство может представлять потенциальную опасность для людей и окружающего нас мира. И поэтому государственный контроль должен осуществляться за любым предприятием. Еще при Петре I в нашей стране появилась первая подобная служба, а сегодня эта функция закреплена за Ростехнадзором. Именно этот государственный орган отвечает за разработки нормативных документов и контроль исполнения требований в области обеспечения безаварийной работы предприятий. При этом ведомство напрямую подчиняется правительству, главный документ — это закон «О промышленной безопасности», а его работа оценивается по двум основным показателям: уровню аварийности и смертельного травматизма.

Поправить и вернуть

Проект федерального закона «О промышленной безопасности» правительство России вернуло Ростехнадзору на доработку еще в августе. Связано это тем, что документ необходимо привести в соответствие с принятым в конце июля законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». 

«Мы его разрабатывали еще до начала „регуляторной гильотины“, поэтому с учетом нового закона было принято решение посмотреть, насколько наш законопроект ему соответствует и что в нем нужно поправить, — сказал „Интерфаксу“ Алексей Алешин. — Концептуальных изменений в новой версии законопроекта не будет. Речь идет о технических деталях, которые затрагивают порядок реализации наших полномочий. Наш законопроект прошел все необходимые согласования, в его разработке участвовали 18 федеральных органов исполнительной власти, в частности он получил одобрение в ЦБ РФ, „Росатоме“. Обновленный вариант мы будем готовы вносить уже в середине октября».

Если говорить о «регуляторной гильотине», то в области промышленной безопасности отменяется 10 постановлений правительства и 155 ведомственных приказов (нормы и правила). В области безопасности гидротехнических сооружений — 6 актов правительства и 20 ведомственных актов. «Цифры достаточно большие, — продолжает глава надзорного ведомства. — Взамен отменяемых нормативных правовых актов предусмотрена разработка Ростехнадзором новых постановлений и ведомственных нормативных правовых актов. Проекты мы уже отработали их с нашей рабочей группой, прошли рассмотрение на подкомиссии в правительстве и внесли их в кабмин. Таким образом, общее количество нормативных актов должно снизиться в три раза. При этом я хочу обратить внимание, что почти 90 процентов требований останутся, просто мы их приведем в более удобоваримую форму. За последние шесть-семь лет мы обновили нормативную базу по вопросам промышленной безопасности как минимум на 90 процентов. Требования, которые содержатся в нормативных актах, достаточно современные. Наша работа по реализации положений „регуляторной гильотины“ облегчается тем, что основные требования мы с бизнес-сообществом обсуждали и раньше. И сейчас мы занимаемся лишь небольшими „донастройками“. Здесь мы работаем достаточно эффективно и быстро, больших споров нет. Не сомневаюсь, что к 1 января мы справимся с поставленной задачей и выпустим необходимые ведомственные документы по всем направлениям».

Бумажная волокита и устаревшие требования, конечно, осложняли жизнь Ростехнадзору, но ведомство исполняло свои обязанности. «Важнейшие показатели, по которым оценивается работа нашего ведомства, — уровень аварийности и смертельного травматизма, — имеют устойчивую тенденцию к снижению. Внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности Ростехнадзора, начавшееся пять лет назад, сыграло важную роль в повышении уровня промышленной безопасности в нашей стране», — отметил глава ведомства Алексей Алешин. 

Отметили работу Ростехнадзора и в правительстве. Выступая на заседании коллегии Ростехнадзора, посвященного итогам 2019 года, зампред правительства Юрий Борисов заявил, что со своими задачами ведомство справляется успешно, даже на фоне снижения штатной численности. По его словам, за минувшие 10 лет на 60 процентов снизились аварийность на предприятиях, а число смертельных случаев сократилось на 63 процента. При этом до образования службы в ее современном виде надзор за более чем миллионом предприятий осуществлялся в четыре раза большим числом сотрудников. 

   
   

Группы контроля

Реформы в Ростехнадзора начались с 2014 года, после того, как ведомство возглавил выходец из Ростеха Алексей Алешин. В том же году вместо тотального надзора был внедрен риск-ориентированный подход. «В 2014 году было предложено решение поделить в опасные производственные объекты по классам (I, II, III IV), выделив наиболее опасные объекты не только по содержанию процессов, но и по количеству аварий и случаев смертельного травматизма, — рассказывал „Интерфаксу“ Алексей Алешин. — Мы внедрили риск-ориентированный подход при назначении проверок. Если говорить о цифрах, в 2010 году было зафиксировано 368 аварий, а в 2019 году — 149. На 21 сентября этого года — всего 79. Снижение очень заметное. То же самое и с травматизмом: в 2010 году — 464 случая, в прошлом году — 172. На 21 сентября — 107 случаев».

Почему такие показатели сейчас, когда ведомство даже на плановые проверки не выходит? «Был предпринят ряд мер: большое внимание уделили общению с поднадзорными и профилактике, стали строже реагировать на нарушения, — отвечает глава Ростехнадзора. — Кроме того, сама ситуация „взбодрила“ поднадзорных, это такой психологический момент, аккуратное отношение к мерам по противодействию коронавирусу подстегнуло более внимательное отношение к мерам по соблюдению промышленной безопасности. Но основной эффект достигнут за счет потенциала, накопленного в предыдущие годы. И это главный результат».

Тотальная цифровизация

Внедрение системы дистанционного мониторинга производственных процессов стало следующим крупным проектом Ростехнадзора. Это происходит в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работает ведомство на эту тему и с «Газпромом». «До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта, — рассказывает Алексей Алешин. — На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея — не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные». В ведомстве ожидают, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. И суть этого постановления — уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.

У Ростехнадзора еще есть система «Электронный инспектор». Это не менее интересная вещь, потому что 70 процентов любой проверки — изучение бумаг, которые находятся в эксплуатирующей организации. Их заполнение тоже занимает очень много времени. С помощью этой программы документы будут создаваться в личном кабинете в электронном виде, а система сможет их проверять и указывать на ошибки. Запуск системы освободит инспекторов от рутинной деятельности и поможет сосредоточиться на работе, которая требует непосредственного участия человека. Поднадзорные организации, в свою очередь, получат возможность осуществлять самопроверку в постоянном режиме, «забыть» что-то технически будет невозможно. Немаловажен и еще один момент. С компьютером нельзя «договориться», запуск цифровых решений значительно снижает риски совершения коррупционных преступлений.

Ростехнадзор уже длительное время во взаимодействии с поднадзорными организациями занимается апробацией элементов этих систем. Стоит добавить, что проектирование государственной системы «Цифровая платформа Ростехнадзора» завершено. Ведомство приступает к ее созданию, в настоящее время проходят процедуры размещения информации о соответствующем конкурсе. Сроки запуска первого этапа — середина 2021 года.

Реформы Ростехнадзора себя оправдали. Только за последние пять лет аварийность в промышленности снизилась на 34 процента, а смертельный травматизм — на 35,3 процента. Как сообщил официальный представитель ведомства в своем Телеграм-канале, только за прошлый год аварийность упала на 14,9 процента, смертельный травматизм — на 2,8 процента, а по итогам 2020 года, несмотря на вынужденный двухмесячный простой предприятий из-за пандемии, ожидается рекордное снижение этих показателей. На конец августа оно составляет 33 процента и 24 процента соответственно. Таких хороших показателей, как в настоящее время, было никогда на протяжении всей истории страны.