Карандашные наброски
Маша с детства играм предпочитала рисование - с карандашом не расставалась ни дома, ни в школе, ни даже в метро. Училась на художника-скульптора в творческой школе, но и этого казалось мало - участвовала и побеждала в разных конкурсах, ходила на всевозможные курсы и лекции.
Но её родители были уверены: для признания в архитектурной среде нужно иметь родственников, наставников и покровителей. Их не было. Поэтому от поступления в архитектурный вуз дочь они упорно отговаривали. Но Маша продолжала заниматься и неожиданно для всей семьи с первого раза поступила.
Учёба давалась нелегко: за творческими проектами надо было сидеть часами. И уже тогда Мария поняла: между теорией, которую она изучает в вузе и реальной работой архитектра - большая пропасть. «Ещё студенткой я пришла на стажировку в архитектурное бюро, и тут выяснилось, что я не знаю даже элементарных архитектурных программ. В институте на 2-м курсе разрешена была только ручная графика, - вспоминает Маша. - Но потом я помогала вычерчивать дом, первый раз оказалась на стройке и стала по-настоящему вникать в процесс проектирования. Свой первый заработок потратила на покупку ноутбука, который стал необходим для разработки более сложных студенческих работ. Я бралась за все проекты, где старшие коллеги мне предлагали поучаствовать. Платили мало, но целью было копить знания, а не деньги».
Мечты о своём архитектурном бюро появились к моменту окончания института. Но Маша понимала: нужно быть уверенной, что делаешь индивидуальные проекты, а не копируешь коллег. «Первые годы после получения диплома я работала в крупной проектной мастерской, изучая тонкости профессии и вырабатывая собственный стиль и подход к созданию зданий», - рассказывает Мария.
Картина маслом
Вскоре сложился небольшой творческий тандем, и Маша с коллегой решились на создание собственной компании. Оказалось, что для начала нужно всего 15 тысяч рублей - этого достаточно, чтобы создать сайт и заявить о себе. На первых порах приняли решение не снимать офис, а исполнять заказы на дому, периодически собираясь для обсуждения проектов. Однако искать клиентов было непросто. «Архитектурных бюро в Москве немало! Нужно было выделяться либо низкой ценой, либо креативом. А ещё надеялись на сарафанное радио», - рассказывает Маша. Так и вышло: клиентами неожиданно стали все друзья и знакомые, которым ребята предлагали дизайн и перепланировки квартир за символические деньги. «Самое страшное для молодого архитектора, что ты на первых порах ни за кого не можешь поручиться, а ведь многое зависит не только от тебя, но и от хороших строителей, инженеров и знаний специфики отделочных материалов!». Через год появились деньги на аренду небольшого офиса в центре Москвы и набор новых сотрудников. Заказов становилось всё больше….
«Однажды я поняла, что для того, чтобы гарантировать качество работы, быть уверенной, что дом будет выполнен точно по замыслу, нужно и строительство курировать самой. И решила отделиться и организовать строительно-архитектурную компанию, - вспоминает Мария. - Начала с подбора команды, в которой главное - опыт совместной работы, доверие и взаимопонимание. Наш коллектив - это люди, с которыми я училась, работала, строительная бригада, за которую могу поручиться». Сегодня компания проектирует дома, таунхаусы, разрабатывает дизайн квартир, офисов и ресторанов. А Маша уже привыкла к бесконечным стройкам.
Смотрите также:
- Что такое нетворкинг, или Как заводить и использовать те самые «нужные» знакомства →
- Нодар Канчели: «Рисковать нельзя. Это может обернуться человеческими жертвами» →
- «Главное — это начать». История о том, как можно стать миллионером в 19 лет →