Ещё чуть-чуть — и все виртуальные сервисы станут платными для соискателей, предрекают пессимисты. Первые предвестники этого — дополнительные опции «за денежку» — уже в Сети.
«Золотые» резюме
— Если раньше за подбор достойного сотрудника деньги были готовы платить организации, то теперь «игроки» рынка поменялись ролями: кто хочет найти работу — тот и раскошеливается, — рассказала «АиФ» Вероника Воронина, специалист по подбору элитного персонала. Эта тенденция распространяется как на виртуальность, так и отчасти на реальную жизнь. И это несмотря на то, что, по статистике портала SuperJob, только 32% ищущих работу готовы заплатить рекрутинговому агентству за поиск подходящего местечка.
— Кризис привёл к радикальным изменениям на рынке онлайн-рекрутинга лишь потому, что до этого 99% сайтов были ориентированы на получение денег от работодателей, — поясняет Алёна Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.Ru. — А в условиях сокращения в большинстве организаций HR-бюджетов (т. е. бюджетов на поиск новых перспективных кадров) нужно перестраиваться. Как следствие — начинают в массовом порядке вводить платные дополнительные опции для соискателей — а не брать деньги с работодателей, как раньше.
За плату уже сейчас работают сервисы, которые позволяют визуально «выделять» резюме в потоке себе подобных, мгновенно получать информацию о новых вакансиях (по почте или SMS).
Платными стали и консультации различного уровня — начиная от банальных советов «как составить хорошее резюме» и заканчивая консалтингом при личной встрече. В среднем по Интернету у крупных игроков (порталы вроде headhunter.ru) каждая из этих опций стоит 50-100 руб.
Однако аналитики не видят в этих действиях большого смысла, и HR-директора относятся к нововведениям скептически.
— От того, что резюме первым упадёт в ящик отдела кадров компании или будет выделено ярким цветом, ничего не изменится, — считает Вероника Воронина, — человек не станет, например, лучше знать английский язык. Возможность заплатить 50 рублей за «покраску» резюме — сомнительный бонус.
Ставки сделаны
Вместе с тем наблюдается и другая кризисная тенденция — резкое сокращение вакансий при относительном увеличении количества соискателей.
— За сентябрь — ноябрь число вакансий, размещённых на сайте hh.ru, почти во всех сферах сократилось более чем на 50% по сравнению с августом. Наибольшее сокращение в областях «управление персоналом», «страхование, банки», — рассказывает Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter. — Исключение составляют лишь такие профессиональные области, как «медицина и фармацевтика», «добыча сырья» и «спортивные клубы/фитнес». В них есть либо небольшое сезонное сокращение вакансий на 5-20%, либо даже некоторый прирост.
При этом если летом на одну вакансию откликалось в среднем 14 заинтересованных человек, то теперь каждым предложением интересуются как минимум 40.
В условиях дефицита работодателей «просели» и зарплаты.
— При этом уровень предложений падает на порядок быстрее ожиданий соискателей, — констатирует Алёна Владимирская. — Это связано с тем, что доходы многих предприятий стремительно уменьшаются. Как следствие — когда компании по каким-либо причинам вынуждены набирать новый персонал, они заметно снижают предлагаемый оклад. При этом ментально соискатель всё ещё живёт в докризисной ситуации, когда он привык мерять свою стоимость на рынке труда своими потребностями (хочу купить машину, надо выплачивать кредиты и т. д.).
Например, если до кризиса, где-то в марте 2008 года, директору по маркетингу в сфере СМИ предлагался ежемесячный оклад в районе 200 тыс. руб. (при ожиданиях соискателей в диапазоне 170-250), то сейчас за аналогичную должность готовы платить 150 тыс. руб., в то время как соискатели хотят от 140 до 200 тыс. Если няня за 5-дневную рабочую неделю раньше просила 30 тыс. руб. в месяц, то сегодня согласна уже и на 25 тыс. При том что платить ей готовы от 20 до 25 тыс. руб.
«АиФ» рекомендует:
- Не стоит переплачивать за мгновенное SMS-оповещение о новых вакансиях. Как правило, даже получив резюме идеального кандидата, компании хотят познакомиться с большим количеством претендентов. Достаточно просматривать банк вакансий.
- Выпишите все предприятия интересной вам отрасли и ежедневно заходите на их официальные сайты. Именно там, как правило, вакансии появляются раньше всего.
- Не указывайте желаемую зарплату или зарплату на прошлом месте. С учётом кризиса эта цифра может только отпугнуть работодателя. Кто знает, может, в разговоре вы придёте к консенсусу.
Смотрите также:
- Оставить при себе. 8 вещей, которые не стоит упоминать в резюме →
- В России появились рабочие коммуналки для фрилансеров →
- Рунет выбирает «Работу года» →