Власти взялись за хлеб. Какие сорта подешевеют и когда?

   
   

Как заявил глава ведомства Игорь Артемьев, ФАС намерена бороться за то, чтобы цены на этот продукт не только не увеличивались, но и снижались.

— Цена на пшеницу упала в 2,5-3 раза, почему хлеб должен расти? — возмутился чиновник. По его словам, этот вопрос он уже обсуждал с главой Минсельхоза Алексеем Гордеевым, который также отреагировал на удорожание «продукта № 1» крайне негативно. Метод борьбы выбран привычный — от хлебокомбинатов ФАС почти в приказном порядке потребовала, чтобы те снизили отпускные цены на хлеб.

— Наши коллеги на мукомольных и хлебокомбинатах считают, что мы простофили, но это не так. Поэтому сейчас хлебозаводы столкнутся с тем, что к ним придут с проверкой«, — сказал Гордеев.

Действительно, урожай зерновых в этом году просто всем на зависть. И не только в России, но и в большинстве аграрных стран. В результате повсюду они дешевеют. У нас только с апреля этого года зерно упало в цене в 2,5 раза, рассказали «АиФ» в Российском зерновом союзе. Однако его стоимость составляет лишь 20% от конечной цены батона или булки на прилавке. Остальные 80% «съедают» прочие продукты, необходимые для хлебопечения (яйца, молоко и т. д.), работа пекаря и другие расходы. Например, транспортные. Ведь зерно сначала надо отвезти на мукомольный комбинат, затем муку — в пекарню, а уж после этого свежеиспеченный хлеб — в магазин. На многие эти составляющие цены выросли, да и розничные продавцы не хотят упускать прибыль. В результате на полках магазинов хлеб с начала года упорно рос в цене. По данным Росстата, с января по сентябрь хлебобулочные изделия и крупы подорожали на 22,8% — это выше, чем на другие группы продовольственных товаров. Ржаной хлеб стал дороже более чем на четверть, пшеничный и мука — на 24%. В Российском зерновом союзе прогнозируют, что к концу года удорожание хлеба составит около 30%.

В чем причина? В частности, в мировом финансовом кризисе, считают эксперты. Дело в том, что предприятия брали кредиты на развитие, теперь ставки по ним выросли, а отдавать долги, конечно, приходится с прибыли. Снижение цены по указке ФАС для многих будет равнозначно банкротству.

— Растут расходы на энергетику, на зарплаты работникам, — говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. — Вслед за зерном дешевеет лишь мука, которая составляет до 60% в себестоимости готового изделия. Но предприниматели, зачастую работавшие «в минус» в прошлом году, когда зерно дорожало стремительными темпами, теперь пытаются компенсировать недополученную прибыль.

   
   

И, возможно, накопить что-то на «тощее» время, ведь ценовая конъюнктура меняется стремительно.

— Похожую ситуацию мы наблюдали в 2004 году, — говорит Тюрина. — Тогда зерно тоже падало в цене, но хлеб на прилавках за ним не спешил.

Теперь за дело решила взяться ФАС. Ее подразделения на местах получили задание проводить регулярный мониторинг рынков социально значимых продуктов (в их перечень помимо хлеба вошли молоко, подсолнечное масло и т. п.). Но равнять всех под одну гребенку не следует.

— Нельзя забывать, что производственные издержки во всех регионах разные, — отмечает Тюрина. Где-то дешевле транспортные услуги, но выше зарплата сотрудников, где-то наоборот. Отличаются и цены на «составные части» хлеба — молоко, яйца. Поэтому важно правильно подсчитать расходы на каждом этапе, полагают эксперты зернового союза.

Кроме того, и сам хлеб бывает разным — от дешевых «социальных» сортов до дорогих багетов с витаминными добавками из «французской» или «итальянской» булочной. Цена на последние может доходить до 80-100 рублей за килограмм. Конечно, дорогой хлеб прибыльнее для производителя, говорит Елена Тюрина. Спрос на него составляет около 10-15% от общего объема рынка. Чаще такой хлеб покупают москвичи и жители других крупных городов, где уровень доходов населения выше. Менее обеспеченные провинциалы предпочитают более «народные» сорта. Однако нынешний кризис может существенно подорвать благосостояние людей, которые перекроят свою потребительскую корзину. Тогда позабытые кое-кем «нарезной» и «кирпичик» снова будут пользоваться спросом.

Но, увы, не факт, что их хватит всем желающим. Многие помнят, чем закончился эксперимент по сдерживанию цен на социально значимые товары, проведенный накануне думских и президентских выборов.

— Тогда некоторые наименования действительно упали в цене на 1-2 рубля, зато немедленно подорожали остальные, — напоминают в Российском зерновом союзе. А тех самых дешевых молока и масла, ради которых затевался весь сыр-бор, было днем с огнем не найти. Теперь история повторяется.

— Если власти будут действовать аналогичным образом, можно предположить, что производители первым делом снизят цены на дешевые сорта хлеба, — считает Тюрина. — Но тут же сократят его производство. Тогда найти на прилавке подешевевший по велению государства батон будет не так-то просто. Продуктивнее было бы обратить внимание на наценку в торговых сетях. Сегодня в ряде регионов она доходит до 40% от себестоимости. Если бы согласовать ее на уровне 15-20% — глядишь, и цены в рознице снизились бы без указки свыше.

Делать какие-либо определенные прогнозы сейчас нелегко, отмечают наши собеседники. Пока тенденция к удешевлению зерновых сохраняется. А цены на прилавках будут зависеть от степени вмешательства государства и от механизмов этого вмешательства. В любом случае, ограничительные меры будут способствовать некоторому снижению цен, но сразу после их отмены следует ожидать очередного скачка. С другой стороны, говорить о банкротстве, которое ждет пекарей, если власть будет слишком усердствовать, преждевременно. Хлеб ели и будут есть при любом кризисе, а, значит, его производство — вполне выгодный бизнес. Другое дело, что прибыль какое-то время будет ниже запланированной. А кому сейчас легко?

Смотрите также: