Деньги на бочку или Как заработать на ковшах и кадках

В бондарном деле главное - точный расчёт. Фото Анны Клаксон

      

   
   

Первый ковш

Делать ковши и кадки - это вам не ларёк открыть. Технарь до мозга костей, Вячеслав блестяще защитил бизнес-план по созданию бондарного производства. Хотя до того момента о своём новом бизнесе он знал одно: сам лично сможет сделать лишь деревянный ковшик: «Ну кто-то когда-то сделал же первый ковш! И без всяких книжек».

С помощью рубанка и ножовки Вячеслав сотворил его за несколько вечеров. А на 58 тыс. руб. купил ленточную пилу, универсальный деревообрабатывающий станок и оборудовал мастерскую в деревянном домике. Правда, своего деда-бондаря в семье не нашлось, и до всех хитростей Вячеслав доходил самостоятельно.

Когда-то заурядное, а теперь редкое это деревенское ремесло практически утрачено. Хотите купить кадку, чтобы заквасить капусту? А нет, не делает никто. Промышленность победила кустарей-одиночек. Капусту стали квасить в стиральных машинах, огурцы солить в стеклянных банках, банные веники вымачивать в пластмассовых тазах. Вот Вячеслав и подумал: кадки для капусты и ушаты для бани народ покупать будет. Дерево передаёт продуктам и аромат, и энергетику, в нём капуста не киснет, а огурцы не плесневеют. И получаются совершенно другие на вкус. Первую партию ушатов Дьячков развёз по челябинским магазинам, торгующим банной утварью. Так потихоньку дело и пошло.

С калькулятором и числом «пи»

В домике, ставшем мастерской, тепло, пахнет печкой, деревней и стружкой. В углу - высохшие сосновые доски. В комнатке площадью примерно 25 кв. м установлены два серьёзных промышленных станка, вдоль стенки - длинный верстак с разнообразными приспособлениями, придуманными и сконструированными самим хозяином.

 

   
   

 

Вячеслав надевает фартук из грубой ткани и наушники, к станку подсоединяет пылесос, чтобы стружка засасывалась, а не распылялась по мастерской, кладёт под пилу сосновую дощечку - и пошла работа. Так получаются клёпки - палочки-заготовки, из которых потом собирается кадка, или бочка, или ковш. Чтобы эти клёпки, как приклеенные, держались друг за дружку и образовывали нерушимый круг, их нужно определённым образом выстругать, спиливая одну из сторон под точно рассчитанным углом, а не то - щели и чепуха вместо кадки.

Ширина клёпки - тоже величина строгая, иначе круг не замк­нётся: по длине окружности встанет только определённое, заранее вычисленное количество палочек. И угол соприкосновения клёпок, и их количество в круге Вячеслав высчитывает на калькуляторе, с применением числа «пи». Как обходились без калькулятора наши предки-бондари, совершенно непонятно.

Настрогав клёпок, Вячеслав аккуратно ставит их одна к другой, плотно вгоняет в круг, поддерживая сверху обручем.

Потом он выпилит изнутри паз, вставит в него донышко, собранное из дощечек пошире, потом обнимет кадку обручами из нержавеющей стали, подшкурит - и готово. Самый большой его заказ - купель на 200 литров для одного из СПА-салонов Магнитогорска.

- Конечно, было бы хорошо заняться ещё и винными бочками, - мечтательно говорит Дьячков. - Но их делают из дуба, сосна наша никак не годится. Дуб на Урале - дерево редкое, его надо везти с юга, но тогда бочка станет золотой, сами понимаете.

Дьячков планирует со временем расширить свой малый бизнес до среднего: арендовать цех, прикупить средств производст­ва ещё тысяч на сто, нанять рабочих, обучить их. И тогда в каждом доме у хозяюшки будет своя кадка для капусты, а то и две. Не считая банных шаек и ковшиков.

Смотрите также: