Папа — директор, мама — главбух. Семейный бизнес оказался самым успешным во время кризиса

   
   

В мировой финансовой среде известна не одна бизнес-династия, история которой начиналась, например, с крошечной семейной фермы, а заканчивалась международной корпорацией, включающей десятки заводов, сотни магазинов, тысячи ресторанчиков, киосков или кафе. Найти таких мастодонтов можно практически в любой отрасли экономики, причём, если копнуть поглубже, семейные узы обнаружатся даже у конкурентов. В течение нескольких десятков (а то и сотен) лет одно предприимчивое семейство может стать несокрушимым монополистом — и именно такая стратегия отчасти помогла некоторым компаниям не разориться во время кризиса.

Среди крупных семейных компаний, чьи названия постоянно на слуху, можно назвать, например, Oral-B, Siemens, Samsung, Opel, Adidas. Большинство всемирно известных домов моды, ювелирных домов, компаний, производящих косметику и парфюмерию, также являются семейными предприятиями. Впрочем, есть и тысячи и даже миллионы менее крупных, но не менее успешных фирм и фирмочек, которые в перспективе 10-20-30 лет могут дорасти до «серьёзного бизнеса».

Мимо кризиса

Обычно семейные компании разделяют на две группы в зависимости от структуры и времени существования. Первая группа — это фирмы, которые успели побывать под началом представителя (или представителей) только одного поколения семейства. Такие компании как правило имеют небольшие объёмы производства и выручки, а ближайшие родственники занимают в них сразу по нескольку управляющих и исполнительских постов. Со временем такое предприятие вполне может перейти во вторую группу: управление фирмой передаётся по наследству, масштабы производства растут, а кровная родня основателя трудится исключительно на позициях начальства.

Конечно, не каждой «семейной лавочке» удаётся выбраться в мир взрослого бизнеса и пережить того, кто её основал. Тем не менее, именно «кровные предприятия», как показывает статистика, наиболее устойчивы и успешны: они активно наращивают прибыли и как никто умеют сохранить спрос. По данным исследования международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), почти половина семейных предприятий (48%) увеличили продажи товаров и услуг в прошедший — то есть кризисный! — год. А ещё 16% утверждают, что их прибыли за тот же период выросли «значительно». Не удивительно, что на этом фоне абсолютное большинство подобных компаний намерены расширять бизнес в 2011-м году, сообщает Коммерсант.

Что в имени?

Секрет успеха семейных предприятий аналитики видят в их закрытости, сплочённости и взаимном доверии. Эти особенности делают их более устойчивыми в кризисных условиях, поскольку минимизируют возможность «утечки мозгов», бегства капитала, несогласованности стратегий, саботажа, шпионажа и т.д. и т.п. Кроме того, семейный бизнес более расположен к долгосрочному планированию; он реже обременяет себя опасными кредитами (которые и стали причиной ряда крупных банкротств во время кризиса); позволяет отсрочить выплаты акционерам и сотрудникам и тем самым временно нарастить капитал; и, наконец, члены бизнес-семейства зачастую руководствуются личными ценностями, а не соображениями коммерческой выгоды.

Ещё один козырь семейных предприятий — это «фамильный» или «именной» продуктовый брэнд. Нарекая товар своим именем, бизнесмен, как правило, тщательнее следит за его качеством и ценой; таким образом он получает преданных клиентов, а те, в свою очередь, передают привязанность к товару своим детям и внукам.

   
   

Кстати

► Наиболее частой причиной развала семейного бизнеса специалисты называют отсутствие делового авторитета партнёров в глазах друг друга. Молодые супруги, старшие и младшие братья или, например, младший брат и старшая сестра, фактически, вступают в равносильные экономические отношения, но переносят на них семейную иерархию. В результате возникают конфликты, каждый старается «тянуть одеяло на себя», и это неминуемо приводит к краху компании.

Самым неудачным примером семейного дела последних лет можно назвать инвестфонд бывшего руководителя фондовой биржи NASDAQ Бернарда Мэдоффа. Мало того, что фонд оказался крупнейшей в истории США финансовой пирамидой, во время судебного процесса против Мэдоффа в качестве свидетелей выступали его сыновья (бывшие сотрудниками того же фонда). Спустя год одного из них нашли повешенным.

Смотрите также: