Архонские бизнесмены, или Как жители одной станицы «укрепляют Россию»

   
   

Зефир и камеры

Виктор Темиров жил во Владикавказе, трудился на заводе, а в конце 90-х понял, что работает, работает, а денег всё равно не хватает. Надо дело своё открывать.

Купил дом в станице Архонской. Почему там?

— Так близко к большому городу, земля есть и люди дружные, — объясняет он.

За 10 лет его цех по производству печенья превратился в «станицеобразующее» предприятие. Ещё бы, работают у него более 20 человек с зарплатой около 10 тысяч, платит все налоги. Сам Виктор на олигарха совсем не похож — ни шикарных машин, ни дорогих костюмов. Почему? Вместо ответа ведёт меня в новый цех по производству зефира. 900 тысяч в одно только оборудование вложил. Здесь, как и в кондитерском цехе, — чистота и блеск, как в операционной. Всех бухгалтеров и управляющих заменяет дочь.

У неё недавно родилась тройня, и теперь она, не отрываясь от пелёнок, присматривает за работниками с помощью... скрытых видеокамер. Так что никто ничего не уносит, масла и сахара кладут ровно столько, сколько надо, без белых халатов и бахил никто не ходит.

— А как же налоговая, пожарные и санэпидемстанция? Сколько в месяц отщипывают?

   
   

— Нисколько, — скромно ответил Виктор. Как так?

— Я выполнил все требования, точно как в законе. Это о-о-очень трудно. Но теперь я понимаю — надо. Лишних норм там нет, всё обоснованно, и никто не придирается.

Лицо коровы

Оказалось, рецепты успеха почти у всех жителей станицы схожи с теми, что есть у Виктора. Валентина и Игорь Дорохины также выбрали станицу и переехали из города. У них сейчас 8 коров и бычков. Вся родня и соседи покупают молоко, сыр, мясо только у них. Они уверены в качестве, ведь знают всех коров «в лицо». Недалеко от них живёт автослесарь, который делает с техникой чудеса, другой сосед — владелец автобуса — летом работает в Сочи с туристами, а сейчас и местных нет-нет да в Пятигорск свозит. И всем прибыль.

— Мы свой план по доходам уже да-а-авно выполнили, — рассказывает Александр Лысоконь, глава администрации. У него в шкафу — ряды дипломов, например «Лучшее сельское поселение 2008 г.». Благодарности и грамоты за то и за это. Александр Васильевич говорит, что скоро у них канализация появится, как в городе, что вода и газ есть в каждом доме, что русских большинство: по переписи — 63% из 8149 человек.

И никто не уезжает?

— Да вы что! Мы же казаки, из-под Чернигова для укрепления России переехали ещё 170 лет назад. Вот и укрепляем. Нам так повезло с местом — три трассы рядом, федерального и местного значения. И такой козырь из рук выпускать?

Не выпускают его почти 50 магазинов, сотни частных предпринимателей. А чтобы проще было налоги собирать, администрация постаралась облегчить хождение по инстанциям, часть регистрирующих органов открыли филиалы прямо в их здании — БТИ и нотариус теперь рядом.

— Без них не зарегистрируешь ни свой дом, ни участок как частное предприятие. А очереди там ого-го, — для Ларисы Коцур всё это пройденный этап. Она — частный и честный предприниматель.

— Все, кто в Москву и Питер через нас едут, моих кур годами покупают.

Именно в производстве курятины самая большая конкуренция. И некоторые изобретательные станичники пошли дальше. В хозяйстве Качмазовых уже есть страусы. Эдуард, один из братьев-соучредителей, подзывает самца:

— Ну, на тебя вся надежда, Федя.

А кроме него — на лошадей, на пруд с рыбами, на несколько гектаров плодовых деревьев. Три брата и 11 наёмных работников с утра до ночи в поле и саду. Никаких поблажек, труд ежедневный, подчас изнурительный. И постоянный поиск нового — на чём ещё заработать. Потому бедных здесь нет.

— Даже те, кто не особо бизнесом хочет заниматься, стараются огород большой держать, — говорит каменщик Иван Веденов. Сейчас у него в очереди на обновление фасада дома очередная семья, переехавшая из города. Надо полагать, чтобы зажить безбедно...

Смотрите также: