Законы об экономических преступлениях хотят «подправить». В чью пользу?

   
   

По ряду статей Уголовного кодекса предлагается увеличить суммы штрафов, но и повысить порог денежного ущерба, по которому действия признаются преступными. Кроме того, хотят усовершенствовать и расширить практику применения залога. Сейчас процесс близок к завершению.

По задумке, изменения должны усилить правовую защиту отношений в сфере экономической деятельности. Хотя пакет поправок и является президентским — то есть законодательная инициатива принадлежит главе государства, — быстро пройти все инстанции не получилось: 26 марта из третьего думского чтения проект был возвращен во второе чтение на доработку. Но уже сейчас можно сказать, чем обернутся для бизнесменов многие принципиально важные изменения.

Увеличат уголовные штрафы

Во-первых, штрафы предусмотрены не только уголовным, но и административным законодательством. И если в административном порядке за малозначительные нарушения они составляют не более 5000 руб. для гражданина (50 тыс. рублей — для должностного лица, 1 млн для юридического лица), то в уголовном порядке за общественно опасные деяния штраф может «набежать» до 1 млн руб. для конкретного человека. То есть в двести раз больше.

Кроме того, денежное наказание может быть как основным, так и дополнительным. Выражается оно не только в фиксированной сумме, но и в количестве зарплат или иного дохода за определенный период времени. Конкретная сумма в каждом деле определяется судом, исходя из тяжести преступления и имущественного положения обвиняемого, его семьи, а также с учетом других обстоятельств. При этом допускается рассрочка уплаты до 3-х лет.

Что интересно, в законопроекте предусматривается увеличение штрафов за конкретные преступления, но при этом проигнорирована необходимость изменить основополагающую статью в общей части УК РФ (статья 46), где четко закреплен максимальный штрафной барьер в размере одного миллиона рублей. Не зря, значит, документ вернули на доработку.

Например, за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (Статья 169 УК РФ) предлагается увеличить штраф до 500 тыс. рублей, в два с лишним раза. Сейчас он составляет 200 тыс. рублей и назначается, если должностное лицо, используя свое служебное положение, неправомерно отказало вам в регистрации юридического лица или не выдало лицензию. Скажем, вы собрали все необходимые документы и выполнили условия, а чиновник мутит воду, что-то там ещё требует, придумывает новые ограничения или вообще нагло вмешивается в той или иной форме в ваш бизнес на стадии его регистрации.

   
   

Аналогичные деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, будут наказываться лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 3 до 5 лет (сейчас — до 5 лет) со штрафом в размере до 250 тыс. рублей (сейчас — 80 тыс. рублей). Или в размере зарплаты или иного дохода за период до 12 месяцев (сейчас — до 6 месяцев), либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет (сейчас — до 2 лет). Это все та же статья, но с отягчающим обстоятельством.

Ущерб от таких действий чиновника признается крупным, если убытки составили свыше 250 тыс. рублей, особо крупным — свыше 1 млн рублей. Эти пороги хотят увеличить в разы — до 1-го и 6-и млн рублей соответственно. Вполне разумный подход. Согласитесь, за ущерб в размере, скажем 251-й тыс. рублей (все-таки не такие уж огромные деньги) неразумно сажать чиновника в тюрьму на 2-3 года — пусть лучше заплатит из своего кармана. А угроза собственному карману — мера вполне действенная.

Ещё один порог

В ряде статей предлагается увеличить порог материального ущерба, по факту наличия которого могут завести дело. И получается палка о двух концах. С одной стороны — да, малый бизнес будет чувствовать себя более защищенным от государственной правоохранительной системы (не будут заводить дела почем зря), с другой, получит более широкое финансовое поле для нечестной игры со своей стороны.

Например. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества в крупном размере, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1). В данном случае крупный размер хотят сделать обязательным признаком состава преступления и обозначить его суммой, превышающей 6 млн рублей (сейчас — 1 млн рублей). Есть похожий, но не аналогичный состав — легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества в крупном размере, приобретенных другими лицами преступным путем (Статья 174). В данном случае преступление засчитывается независимо от размера финансовых операций и других сделок с денежными средствами, а крупный размер является отягчающим обстоятельством, усиливающим ответственность (срок лишения свободы до 4-х лет вместе со штрафом).

За уклонение от уплаты крупной суммы таможенных платежей (статья 194 УК РФ) также предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас крупный размер составляет от 500 тыс. рублей, особо крупный — от 1,5 млн рублей. В законопроекте предлагается увеличить эти суммы до 3-х и 36-и млн рублей соответственно.

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет (статья 193 УК РФ). Только так, и никак иначе. Санкции менять не собираются. Сегодня осуждают, если не вернули 5 млн рублей, а предлагается увеличить этот порог аж до 30 млн рублей. Ну очень уж большая сумма! Думается, её ещё будут обсуждать.

Непонятное лжепредпринимательство

Одновременно предлагается признать утратившей силу статью 173 УК РФ об ответственности за лжепредпринимательство, поскольку она практически не применяется. Читаем, что это преступление представляет собой «создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющую целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству». Формулировка крайне невразумительна. Ко всему прочему, можно с уверенностью сказать, что составляющие этой статьи разбросаны по другим статьям уголовного закона (незаконное получение кредита, уклонение от уплаты налогов, преднамеренное банкротство, незаконная предпринимательская деятельность и т.д.). Поэтому её «ликвидация» вполне оправдана.

В общем, законодательная борьба с неточными и ненужными формулировками продолжается. Из статей по незаконному предпринимательству (171) и незаконной банковской деятельности (172) ещё предлагается исключить указание на «нарушение лицензионных требований и условий». Ведь это огромнейшее поле для толкования, а значит, для злоупотреблений со стороны самой власти. Что угодно можно подогнать под эту формулировку, чтобы зарубить любой бизнес! Уголовный закон как никакой другой должен быть крайне четким и недвусмысленным.

Залог или под стражу!

В Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) предлагается внести изменения, в соответствии с которыми заключение под стражу допускается только в исключительных случаях при наличии определенных обстоятельств. Ведь многие экономические преступники, оставаясь на свободе, по мнению экспертов, не представляют большой общественной опасности. И применение к ним такой меры пресечения, как временное тюремное заключение, не вполне оправданно.

В продолжение вопроса предлагается расширить практику применения такой меры пресечения, как залог. Её суть заключается в передаче на хранение органам предварительного расследования либо суду недвижимого или движимого имущества (денег, ценностей и допущенных к публичному обращению акций и облигаций) в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в здание суда. Залог предлагается применять в любой момент производства по уголовному делу, как только человек стал подозреваемым. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог хотят сделать в размере не меньше 100 тыс. рублей, а по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях — не менее 500 тыс. рублей. Не может приниматься в качестве залога жилое помещение предполагаемого преступника, если для него и членов его семьи это единственное помещение, пригодное для постоянного проживания.

Деньги по залогу зачисляют на депозитный счет суда или соответствующего органа, заведующего делом. По факту составляется протокол, копия которого вручается залогодателю. Впоследствии залог полностью возвращается собственнику по решению суда или согласно постановлению о прекращении уголовного дела на досудебной стадии. Однако нужно помнить, что в случае нарушений условий залога без лишних разбирательств он может быть обращен в доход государства.

Невыездной подозреваемый

Вообще любой выезд за бугор может быть ограничен только по решению суда. В том числе и по всем налоговым «теркам» — только через суд. И только в том случае, если начато исполнительное производство, о чем любого человека уведомляют отдельно. По общему правилу ограничение не может превышать 6 месяцев, а конкретный срок невыезда определяет судебный пристав-исполнитель.

В законе «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» предлагается уточнить, что право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено, если он является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу. Сейчас такое ограничение действует в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления либо привлеченного в качестве обвиняемого. То есть для суда необязательно ловить подозреваемого за шкирку, чтобы не дать ему скрыться из страны.

В заключение

Преступлениям в сфере экономики посвящен целый раздел Уголовного кодекса РФ — 8-й раздел из двенадцати. Он состоит из 3-х глав, в которых говорится о преступлениях против собственности, преступлениях в сфере экономической деятельности и преступлениях против службы в коммерческих и иных организациях. Сюда же относятся примерно 50 статей — от кражи и мошенничества до контрабанды, фиктивного банкротства и злоупотребления полномочиями. Согласно закону о милиции, расследованием экономических преступлений может заниматься только департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД — специальное элитное подразделение.

Огромный процент дел по экономическим преступлениям (до 90% по некоторым оценкам) заводятся напрасно. Многие либо не раскрываются, либо не доходят до суда, либо разваливаются в ходе судебного процесса. Многие дела заводятся правоохранителями не для выявления и пресечения преступной деятельности, а «под заказ» конкурентов, либо с целью вымогательства.

Часто заводятся дела по «Мошенничеству» (статья 159), «Присвоению или растрате» (статья 160), «Легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» (статья 174) и другим статьям 22-й главы уголовного закона.

Хочется поверить в слова Андрея Назарова, зампреда комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству о том, что законопроект изменит настроение общества, и предприниматели почувствуют свою защищенность. Но верится, если честно, с трудом.

Смотрите также: