Такие меры применяют многие страны: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Беларусь, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Республика Корея, Филиппины, Совет сотрудничества арабских государств, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии (23), ЕС (17), Украине (10) и США (9). Более половины от всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты.
Всего, по информации департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, против российских товаров на начало февраля 2010 г зафиксировано 98 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами. Из них — 40 антидемпинговых, 11 специальных защитных и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая административные меры. Ущерб от этого, по оценкам экспертов, составляет порядка 2,040 млрд долл. В прошлом году эта цифра была на 700 млн долл больше из-за того, что тогда действовали еще 26 ограничительных мер.
Спрашивается, за что нас так? Россия с 1993 года ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это своеобразный рекорд. Тогда, более 15 лет назад мы подали первую официальную заявку на присоединение к ГАТТ (Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле — «правопредшественник» ВТО). С 1995 года, уже имея статус наблюдателя, мы начали переговоры о вступлении в ВТО в качестве полноправного участника. В 2008 году казалось, что миссия вот уже идет к завершению и... В том году членом ВТО стала Украина. Увы, военный конфликт на Кавказе, потом — начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший всех задуматься уже не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании экономик, так и не позволили России осуществить давнишнюю затею.
В июне прошлого года Россия официально прекратила индивидуальные переговоры с ВТО о присоединении. В октябре президент Дмитрий Медведев заявил, что вступим, точно вступим, и что «решение о вступлении России в ВТО в рамках Таможенного союза или отдельно с согласованием позиций с Белоруссией и Казахстаном будет зависеть от того, какой путь будет короче». Все ещё возможны разные варианты. Правда же заключается в том, что на пути к модернизации нет иного выхода, кроме как заставить наши предприятия конкурировать с западными монстрами, открыв им врата свободной мировой торговли. Со слов министра финансов РФ Алексей Кудрина, в
Что даст членство в ВТО?
— ВТО — это не только вопрос доступа на рынки. В том числе это вопрос инвестиционной среды. В мире ВТО — система координат, система распознавания, — так считает министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
Сейчас в ВТО — более 150 государств-участников. Зачем нам становиться
А в это время торговля между странами-участниками проходит гораздо быстрее и четче, с меньшими денежными затратами. Мы стремимся к тому же — увеличить, так сказать, свой торговый КПД. Став членом этой организации, мы совершенно точно будем «вынуждены» повышать качество и конкурентоспособность своей продукции. Далее — увеличим поток иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок. Да и в целом улучшим имидж России как хорошего торгового партнера.
Но есть и минусы. Небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, а развитые страны с крепкой экономикой ориентируются, прежде всего, на свои коммерческие интересы. Как правило, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса. Да, иномарки подешевеют — это вроде как хорошо (пошлины на них могут упасть раза в два), но вместе с тем российский автопроизводитель может оказаться в невыгодных условиях, ведь клиент может сделать выбор не в его пользу.
Поэтому необходимо очень грамотно соблюдать баланс между свободной торговлей и протекционизмом (защитой собственных интересов).
«Забор» для чужаков
Экономический кризис, едва вступив в острую фазу, повлек за собой возникновение многочисленных таможенных и административных барьеров в разных странах. Почему? Все просто бросились на защиту своих внутренних рынков. И в этом нет ничего, вроде бы, предосудительного. Свое защищать надо. Однако чиновники и представители делового сообщества разных стран мира в ходе международных встреч неоднократно красиво заявляли о поддержке свободной торговли и отказе от протекционизма. Но после всего сказанного, по истечении какого-то времени в соответствующей стране иностранец сталкивался с новыми сложностями попадания на чужой внутренний рынок.
Вообще принципы свободной торговли сами по себе — штука лукавая. Получается, что это некое средство разоружения конкурентов, способ вскрыть чужие рынки для своих производителей и торгового капитала. С какой конечной целью? Похоронить национальное производство? Новая форма интервенции? Совершенно понятно, что вставать на защиту своих, пусть слабых отраслей — нужно. Но в разумных пределах.
Согласно недавно опубликованному докладу, подготовленному Всемирной Торговой Организацией (ВТО), Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН), протекционизм в международной торговле в последние месяцы идет на спад. Но все еще представляет реальную угрозу для мировой экономики. В докладе утверждается, что торговля товарами осуществляется «относительно беспрепятственно». Доля мирового импорта, попавшая под воздействие возросших тарифов и других протекционистских мер за полгода (сентябрь 2009 г. — февраль 2010 г.), составила всего 0,4%. Аналогичный показатель за период с октября 2008 г. по октябрь 2009 г. составил 0,8%. В мире не было отмечено никаких прямых мер по ограничению торговли услугами, а число антидемпинговых расследований, которые зачастую ведут к росту импортных тарифов, упало.
Но что такое, в сущности, ограничительные меры и протекционизм? Прежде всего, это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции посредством определённых экономических и административных мер. С одной стороны — развиваем национальное производство, с другой — провоцируем усиление монополий и снижение экономической конкурентоспособности на собственном рынке.
Зачем это нужно государству? Во-первых, чтобы сохранить и усилить стратегически важные отрасли, необходимые на случай обороны от внешней агрессии или ведения войны. Во-вторых, для увеличения внутренней занятости. Этот социальный посыл особенно актуален в текущей мировой обстановке. В-третьих, есть особая группа стран с так называемой моноотраслевой экономикой. То есть когда в стране развито и функционирует крайне малое количество отраслей, или по большому счету вообще одна отрасль. Яркий пример — нефтяные государства Ближнего Востока. У них крайне сильная зависимость от международного рынка. А что если в один прекрасный день ни одна страна не продаст им ни литра воды? А внутренних ресурсов хватит, чтобы утолять жажду населения только лишь в течение недели? Все время жить и надеяться на протянутую руку помощи верных государственных партнеров тоже неразумно. Поэтому надо как-то, но создавать и развивать у себя другие отрасли.
В-четвертых, есть страны, которые только-только создали новые отрасли и намерены защищать их всеми правдами и неправдами. Временно, пока те не окрепнут. Ну и в-пятых, нужно бороться с демпингом. Правилами ВТО он запрещен. Напомним, что демпинг — это вытеснение конкурентов и захват внешних рынков сбыта путем вывоза товаров за границу по ценам более низким, чем цены внутри страны. Часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, чтобы быстро получить необходимые денежные средства.
В сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. На практике же не редкость, когда иностранные фирмы производят товар с более низкими издержками, чем их конкуренты в стране-импортере. При этом на первый взгляд может показаться, что компания демпингует, а на деле она просто использует преимущества более выгодного экономико-географического положения, дешевых ресурсов и т.д.
Протекционизму быть?
Сейчас, чтобы запустить «экономический щит», не надо принимать каких-то специальных законов. Действующее законодательство многих стран предусматривают увеличение государственной поддержки своих производителей, например, в случае падения мировых цен на их продукцию.
Однозначного ответа на вопрос, хорош ли протекционизм в мировой торговле, нет. У каждого государства свой опыт. Особо хотелось бы сказать несколько слов только о Китайской Народной Республике (КНР). Китай не пошел на уступки многим западным странам и смог отстоять независимость собственной валютной политики. Напомним, что в 2005 году Китай снял жесткую привязку юаня к доллару и ввел его «ограниченно плавающий» курс по отношению к корзине валют. Многие западные аналитики утверждают, что курс китайской валюты занижен где-то на 40%. Целеустремленная политика слабого юаня, повышающая конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке, и косвенная поддержка (протекционизм?) изобретательных «поднебесных пиратов», копирующих продукцию всевозможных известных марок, сыграла не последнюю роль в становлении, не побоимся этого слова, великой китайской индустрии.
Наша справка
Если вступим в ВТО — где выиграем:
• Для политики
Сможем участвовать в определении правил мировой торговли с учётом своих национальных интересов.
Россию перестанут считать «второстепенной державой», где нарушаются права интеллектуальной собственности.
Перестанет действовать около 115 ограничений во внешней торговле в отношении России.
Получим поддержку ВТО во время торговых споров с другими странами.
• Для бизнеса
Конкуренты больше не смогут выталкивать нас с международных рынков стали, ядерного топлива, химтоваров и др.
Со временем снизится административное давление на бизнес за счёт совершенствования внутреннего законодательства.
Снизятся ввозные пошлины, а значит, у компаний-поставщиков уменьшатся издержки.
Правила игры на рынке станут более предсказуемы, поэтому будет проще найти партнёров и привлечь инвестиции.
Сельское хозяйство получит государственные дотации.
• Для потребителя
Выход на внешний рынок позволит увеличить объём производства, к примеру, самолётов. А значит, появятся новые рабочие места.
Снизится доля «серого» импорта, а значит, меньше будет подделок, например, мобильных телефонов и бытовой техники.
Иномарки подешевеют из-за уменьшения ввозных пошлин на иностранные автомобили. Пошлины на новые легковые авто начнут снижаться с 25% до 15% через 5 лет после вступления.
Через
Потребитель получит возможность выбора между российскими и иностранными страховыми и кредитными организациями.
Необоснованные завышения цен отдельными компаниями на российском рынке будут отслеживать в том числе и эксперты ВТО.
Где проиграем
• Для политики
Влияние государства на рыночные отношения будет ограничено.
• Для бизнеса
Нас уже вынудили снизить ввозные пошлины на самолёты с 20% до 12%. Для нашей авиационной промышленности это минус.
Многие предприниматели обанкротятся, не выдержав конкуренции с пришедшими на наш рынок иностранными компаниями.
Оптово-розничный торговый сектор в ещё большем объёме будут контролировать иностранцы.
Приход новых компаний даёт дополнительные возможности в среде чиновников, курирующих иностранный бизнес.
Сектора сельского хозяйства, которым не достанутся госинвестиции, не выдержат конкуренции.
• Для потребителя
Аудио- и видеопродукция подорожает из-за отсутствия конкуренции в виде пиратской продукции.
Иностранные лекарства будут стоить намного дороже, чем российские аналоги.
Ужесточение конкуренции между российскими и иностранными компаниями наступит не сразу. Поэтому первое время после вступления ВТО наши производители могут поднять цены на свои товары хотя бы потому, что начнут активнее продавать их за рубежом, где за них платят больше.
Комментарий эксперта
Вот, что нам рассказал директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков:
— Мы бьемся в дверь этой организации дольше, чем любая другая страна мира. Однако никто не собирается начинать работу заново — все договоренности, которые достигнуты на сегодняшний день, будут выполняться с даты присоединения к ВТО. До этого момента мы имеем право односторонне повышать импортные тарифы — например, на ввоз автомобилей или мяса — и тем самым защищать отечественных производителей. В условиях мирового кризиса это, наверное, плюс. Но есть и минус: наши торговые партнеры, у которых много собственных проблем в экономике, тоже могут ограничить наш доступ на свои рынки. Многие отрасли российской экономики серьезно ориентированы на экспорт, и они в этом случае пострадают. Поэтому лучше быть участником системы правил мировой торговли, чем оказаться вне ее. Кризис не будет длиться вечно, рано или поздно мировое хозяйство вернется к нормальному состоянию. Поэтому мы и продолжаем процесс присоединения к ВТО.
Пока торговые отношения с другими странами нам приходится строить на основе двухсторонних соглашений, причем по ряду товаров необходимы особые договоренности. Они постоянно обсуждаются и совершенствуются. Прибавилось проблем после вступления в ВТО Украины — по условиям соглашения, ей придется снизить пошлины на сахар. Этот вмиг подешевевший товар может хлынуть на наш рынок, чего Россия, защищая своих производителей, пытается избежать. Решать подобные вопросы в рамках ВТО, наверное, будет проще. Но насколько нам тогда придется открыть свои рынки?
Смотрите также:
- Россия в ВТО: нужно ли поддерживать слабые отрасли экономики →
- Какую цену Россия готова заплатить за вступление в ВТО? →
- Алексей Портанский: Россия плавает в бассейне без воды →