От ресторанов до жилья. Как бизнес в Москве борется с кризисом

В кризис одни компании закрываются, другие стараются выжить, третьи — активно развиваются и растут. Как справляются с нестабильной экономической ситуацией разные игроки рынка, АиФ.ru рассказали эксперты.

   
   

Рынок недвижимости на разразившийся кризис отреагировал ростом. В конце прошлого года зафиксирован ажиотажный спрос на жильё. В декабре 2014 года продажи были в 3–4 раза больше, чем в декабре 2013 года, рассказывает генеральный директор ООО «Мортон-Инвест» Антон Скорик. Сейчас ситуация стабилизировалась, и показатели продаж вышли на уровень аналогичных периодов прошлого года. Но в связи с возросшими ставками по ипотеке количество жилья, купленного россиянами в кредит, временно сократилось. «Существенно снизились объёмы продаж по ипотеке. Однако уже в марте, после субсидирования ипотечных ставок, ожидается восстановление ипотечного рынка и увеличение объёма продаж», — уверяет эксперт.

В то же время в Москве и Московской области оперативно был принят ряд эффективных мер для поддержки как всего бизнеса, так и строительной отрасли: «Освобождение от налога на прибыль при строительстве застройщиком социальных объектов с последующей передачей городу; предоставление льгот и отсрочек по арендной плате, ускорение и удешевление процедур, связанных с технологическим присоединением объектов строительства, сокращение количества выездных налоговых проверок в отношении добросовестных налогоплательщиков и другие важные меры», — говорит Скорик.

Наряду с поддержкой правительства многие компании разрабатывают собственные антикризисные предложения, чтобы не терять покупателей.

«Сегодня мы предлагаем покупателям новый для наших проектов  формат жилья — квартиры-студии, площадь которых варьируется в пределах от 20 до 30 кв. м. Жильё такого формата соответствует современному стилю жизни и является выгодной покупкой как для проживания, так и для инвестирования, поскольку в силу небольшого метража имеет минимальную стоимость. Приобрести такую квартиру можно располагая суммой от 1,64 млн рублей. Это очень доступное предложение. Его появление на рынке значительно расширяет круг покупателей», — отмечает генеральный директор ООО «Мортон-Инвест».

Перед продовольственным рынком кризис также поставил много новых задач. По словам генерального директора Союза свиноводов Юрия Ковалёва, производители свинины столкнулись с двумя существенными проблемами. Во-первых, среди россиян стало снижаться потребление мяса, во-вторых, резко подорожала стоимость кредитов. Благо увеличившимися практически вдвое ставками тут же занялось правительство: «Надо понимать, что правительство пытается изменить ситуацию и, в частности, уже приняты соответствующие постановления и вся необходимая нормативно-правовая база для того, чтобы несколько облегчить ситуацию с дороговизной кредитов. Идёт активное обсуждение существующих проблем, в 2015 году премьер-министр уже провёл два совещания на эту тему, и мы будем дальше искать выход из сложившейся ситуации», — говорит Ковалёв.

Ресторанный бизнес также переживает не лучшие времена. Но после того, как закончились долгие январские праздники и рубль немного укрепил свои позиции, население заметно оживилось и снова начало активно посещать кафе и рестораны. 14 февраля в некоторые заведения образовались целые очереди из желающих отпраздновать День влюблённых вне дома. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров прогнозирует аналогичную востребованность и на приближающиеся праздники: «14 февраля население показало определённую активность. Конечно, мнения у коллег разделились. Некоторые говорят, что подобный бум был связан с тем, что часть ресторанов закрылась. Есть некая активность населения, стабилизируется рубль, и в этом случае мы понимаем, что ждать дальше, ведь у нас грядёт 23 февраля, потом 8 марта», — отметил Бухаров.

   
   

Безусловно, не все рестораторы смогли выжить в кризис. Точное число покинувших рынок игроков назвать сложно, ведь многие не просто закрывают бизнес с концами, а переориентируют его: «Допустим, был некий ресторан "Одуванчик", на его месте появился ресторан "Ромашка" — он просто сменил концепцию, но точка как таковая осталась. Кроме того, у нас нехватка торговых площадей, а тем более подготовленных торговых площадей для предприятий питания, понятно, что освободившиеся — тут же занимаются. Если рестораторы открыли один проект, а потом просто меняют концепцию, они не уходят со своего места. При этом считается, что этот проект закрывается, поэтому некоторые наши коллеги оперируют цифрой в 900 закрытых ресторанов как 900 закрытых проектов, потерянных средств, инвестированных в этот бизнес», — говорит эксперт.

Со средним чеком ситуация более понятная: он закономерно снижается. Даже 14 февраля многие из рестораторов отметили, что при большом потоке людей заказы стали скромнее. Несмотря на это, президент Федерации рестораторов и отельеров России смотрит в будущее с оптимизмом и подчёркивает, что у многих игроков рынка есть неплохая закалка кризисами прошлых лет: «Известные рестораторы, прошедшие кризисы 1998 и 2008 гг., продолжают генерировать идеи и собираются открывать новые рестораны. А те, у кого и в нормальные годы не получалось организовать своё дело, что ожидаемо, уйдут с рынка… Мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что у нас есть опыт. Кризисы 1988, 1998, 2008 годов закончились, и кризис 2014 года тоже закончится, поверьте мне», — резюмирует Бухаров.

Гендиректор Ticketland Виталий Виноградов также не спешит давать мрачные прогнозы, тем более, что в сфере развлечений и досуга кризис остро не чувствуется, рынок даже показывает небольшой рост: «Людям всё равно хочется какого-то отдыха ,и они стали потреблять больше локального продукта. Происходит то самое импортозамещение, о котором все так громко говорили и которое мы наблюдаем сейчас на рынке развлечений. Рынок не уменьшается, даже немного растёт, но я не скажу, что это динамичный рост, он в рамках 10%. Мы не видим кризиса, поскольку здесь пока не произошло изменений в расходной части, у большинства она рублёвая. Всё будет зависеть от того ,насколько государство будет продолжать поддерживать эту область, если будет секвестр бюджета на культуру, тогда возможно будут какие-то сдвиги. Но, скорее всего, просто возникнет больше коммерческих выступлений, каких-то антреприз. Мне кажется, что ситуация на этом рынке не подвержена так сильно кризису, как там, где есть связь с евро и долларами», — заключил эксперт.