Никогда бы не подумала, что поход в книжный магазин может обернуться для меня небольшим шоком. Нет, дело не в пустующих залах и обилии некнижной продукции на прилавках — книгочеев в нашей стране как раз достаточно. Но вот порядок цен нельзя было назвать не то что «антикризисным» — цифры в 700-900 рублей на изданиях в простеньких картонных переплётах казались какой-то опечаткой.
Признаюсь, в последнее время мне редко приходилось сталкиваться с настоящими магазинными ценами на книги. Когда-то удавалось достать что-то от издательства, когда-то — купить по дешёвке на книжной выставке, а когда и просто откопать интересный экземпляр в родительской домашней библиотеке (благо, она богата не только трудами коммунистических мыслителей). Но ведь сотни людей покупают литературу вот за такие-то цены? Если честно, верится в это с трудом — учитывая все восклицания по поводу падения общей культуры и интереса к чтению в стране; но, может, оттого у нас всё и падает, что заплатить за тягу к знаниям просто нечем?
А иногда и откровенно не хочется. Опыт работы в издательстве научил меня простой формуле: если книга в магазине стоит 500 рублей, себестоимость её производства может быть меньше 50! Ну ладно, издательство не может продавать свой продукт без выгоды для себя — но это максимум 70-100% наценки, а то и меньше, если оптовик попадётся несговорчивый. Далее посредники накидывают ещё процентов 150-200, но откуда ж берутся немыслимые цены в 8-10 раз выше издательских? Получается, балом правит только конечный продавец — магазин? Кстати, в этом я лишний раз убедилась, когда уже из спортивного интереса дошла до торговой точки другой сети и посмотрела ценник на ту же книгу — уже не 750, а 600 рублей. Видимо, в этом магазине то ли зарплаты топ-менеджеров пониже, то ли на новых коврах в офисах сэкономили.
В любом случае, повышать культуру чтения с такой экономической политикой у нас вряд ли получится. Конечно, кто ищет, тот найдёт — есть, в конце концов, и электронные книги (которые, к слову, намного дешевле бумажных аналогов), и бесплатные тексты в Сети. Но как быть со старомодной, почти фетишистской любовью к реальной книге, от которой лично мне ох как не хочется избавляться? Как быть с удовольствием полистать томик во время поездки в метро, прошуршать страницами, а не щуриться над экраном мобильника, щёлкая по кнопкам? Идти в библиотеку? Я-то, может быть, и пойду, а вот подростки, и без того замученные школьными пособиями и программами, вряд ли...
В общем, искусство, оно, конечно, бесценно — но, боюсь, народная любовь к нему не сильнее здравого смысла и соображений экономии...
Комментарий эксперта. Откуда такие цены?
Дмитрий Таланов, замначальника отдела маркетинга Редакции деловой и учебной литературы издательства «Эксмо»:
— Из чего складывается цена на книгу? Поясню на наглядном примере. Возьмём книгу, издательская цена которой — 100 рублей (по прайс-листу). Из них себестоимость книги (то есть расходы на бумагу, полиграфию и авторский гонорар) как правило составляет около 40 рублей (или 35-50% от издательской цены). Полиграфия и материалы обходятся условно одинаково, а авторский гонорар может быть от 0 до 20% от цены книги. От издателя до конечного потребителя книга идет через оптовых покупателей, которые покупают книгу вообще рублей за 60, а потом добавляют свой процент к этой цене. В конечном итоге магазин получает книгу примерно за 75 рублей. При этом, средняя розничная цена в Центральных регионах РФ будет уже 130-140 рублей (в Сибири и на Дальнем Востоке цены выше из-за доставки), то есть наценка магазина составляет от 100% и более к отгрузочной цене книги.
В итоге, прибыль издателей и оптовых книготорговцев в абсолютных величинах существенно меньше валовой прибыли в розничных магазинах. Но! Розница несет огромные издержки по аренде, персоналу, внутренней логистике, поэтому значительная часть так называемых «сверхприбылей» в рознице исчезает. Кроме того, продажи в книжном бизнесе сопровождаются существенными возвратами неликвидов и накоплением больших товарных запасов, от которых страдают все звенья товародвижения. А без предложения широкого ассортимента, книгу почти невозможно продать.
Напоследок
В других издательствах нам подтвердили, что обычно цена оптовиков превышает издательскую не менее чем в 2-3 раза. Поэтому многие издатели стараются наладить собственную торговлю, в обход розничных книгопродавцов, — организуют совместные ярмарки, акции, лавки при издательствах. Так что, если вы тоже боитесь кусачих цен в магазинах, позвоните напрямик «производителю» литературы. Скорее всего, вам с радостью продадут нужные вам издания подешевле.
Смотрите также:
- Как превратить хобби в бизнес? Россияне зарабатывают на самодельных духах и фотоальбомах →
- Скидки на технику: как отличить настоящий дисконт от обмана →
- Кто взвинчивает цены на хлеб? И кто же их остановит →