Президент Медведев принял участие в заседании на тему «Сколько стоит нефть?», выступил на вручении премии «Глобальная энергия» и провёл встречу с руководителями крупнейших энергетических - российских и мировых - компаний. Тон «нефтяному» заседанию задавал вице-премьер российского правительства Игорь Сечин. Оказавшись в руках журналистов ещё до заседания, он заявил, что комфортная цена для России - 75 долларов за баррель. Впрочем, на самом заседании он начал издалека:
- Мы собрались обсудить, сколько стоит нефть. Внятно и конкретно этого сейчас не может сказать никто. Это объяснимо: цены на нефть зависят от динамики кризиса, а на предсказаниях по поводу кризиса погорело уже немало экономистов. Но самое главное, цены на нефть сегодня очень сильно зависят не от баланса спроса и предложения, а от биржевых спекулянтов. Так, например, по данным компании Louis Capital Markets (её управляющий директор Эдвард Морзе тоже сидел в президиуме – Прим. авт.) физический объём продажи нефти в мире составлял в прошлом году около 86 млн баррелей в сутки. А на биржах продавалось (то есть переходило за день из рук в руки) 10 млрд баррелей.
Тем временем, по словам Игоря Сечина, в условиях непредсказуемости цены потребители не могут планировать свои расходы, а производители - инвестиции в продолжение добычи.
- Думаю, временная стабилизация (На нефтяном рынке. – Прим. авт.) никого не должна вводить в заблуждение, - поделился мнением вице-премьер.
Из этого можно предположить, что российское правительство, к счастью, не находится во власти заблуждений. В текущем году мировой спрос уменьшится, по оценкам, на полтора-два миллиона баррелей в сутки. А запасы уже добытой нефти сегодня поддерживаются на невероятно высоком уровне - резерв на 62 дня. И это, по идее, должно выбить основание из-под роста нефтяных цен.
Кстати, нынешний российский бюджет сегодня считают, исходя из цены на нефть в 41 долл. за баррель.
Но ситуация, как и следовало ожидать в таком вопросе, как цена на нефть, неоднозначна. Неуверенность нефтяных компаний в завтрашнем дне может привести к тому, что через несколько лет нефтяные цены снова будут бить рекорды роста. Один из саудовских министров недавно заявил, что через пару лет цены вернуться на уровень 150 долл. за баррель.
- Видимо, нам удастся в ближайшие год-два предотвратить снижение уровня добычи, - рассказал Игорь Сечин о перспективах российской «нефтянки».
Но, по его словам, уже в 2009 году инвестиции в геологоразведку в мире сократятся на 21%. Через некоторое время это приведёт к сокращению добычи и автоматическому росту стоимости. Дополнительные риски энергетическому рынку, по мнению Игоря Сечина добавляет и то, что тема сильно политизирована, а отрасль, включая и частные компании, достаточно сильно регулируется всеми правительствами.
- Это повышает неопределённость, - с кричащим сожалением в голосе заявил Игорь Сечин. - Она заложена во многом в самой системе. Система устарела, чрезвычайно далека от саморегулирования и требует скоординированных действий. Мы не можем оставаться заложниками неконтролируемого развития событий.
С точки зрения российских властей, ценообразование на нефть сегодня непрозрачно и неэффективно. Поэтому нужно менять категории оценки товарной нефти. То есть, «отвязать» разные сорта нефти от стоимости редких марок Brent и WTI, которые, вдобавок, торгуются всего на двух биржах. А так же снижать системные риски всего нефтяного рынка - за счёт более строгого соответствия товарной массы производным финансовым инструментам и долгосрочных контрактов на поставку. Эти контракты могли бы так же регистрироваться на бирже для учёта спроса и предложения.
Один из экспертов во время дискуссии, впрочем, осторожно предположил, что долгосрочные контракты прозрачности рынку не добавят.
Долгосрочные нефтяные контракты, по словам вице-премьера, позволили бы ещё и убрать из цепочки экономически необоснованных посредников. То есть, г-н Сечин особо подчеркнул, что не всех посредников, а только «экономически необоснованных». Насколько «экономически обоснованы» посредники, которые сегодня продают российскую нефть, говорить не стали.
Игорь Сечин тем временем заметил, что появление прозрачных правил биржевой торговли возможно только при участии всех заинтересованных сторон: и производителей, и потребителей нефти. А пока в российском правительстве зреет идея провести в Москве осенью конференцию стран-производителей нефти.
Один из выступивших вслед за г-ном Сечиным - исполнительный директор International Energy Agency Нобуо Танака - добавил в обсуждение статистики: 67% нынешних нефтяных месторождений в мире уже в 2010 году начнут истощаться и покажут снижение добычи.
- Если будем инвестировать в добычу, нефтяная отрасль имеет будущее, - подытожил японец. - Не будем инвестировать - будущего не будет. Мы не сможем обеспечить безопасность одной стороны за счёт безопасности другой стороны. Поэтому нужно думать над схемой взаимодействия поставщиков и потребителей.
Пока другие эксперты рассуждали, насколько может сократиться потребление энергоносителей на Западе, и компенсируется ли это ростом потребления на Востоке, с коротким заявлением решил выступить Виктор Вексельберг:
- Россия - крупнейший производитель нефти (делит первое-второе место с Саудовской Аравией). И такая ситуация продлится ещё определённое время. От того, как будет формироваться уровень затрат на производство тонны нефти в России, будет формироваться уровень цен во всём мире. Так, например, ситуация в ТНК-BP на 7-8 лет позволит обеспечить добычу на нынешнем уровне. Но если в этот период не будем делать инвестиции в Ямал, в Восточную Сибирь, стоимость добываемой нефти вырастет кратно. То есть, в разы.
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов и главный исполнительный директор Shell Йерун Ван дер Вир отметили, что нынешних инвестиций уже недостаточно.
- От будущего не отгородишься - зажигательно выступил главный исполнительный директор BP Тони Хейворд. - Сотни миллионов людей на планете по-прежнему хотят жить не в селе, а в городах, рост продолжится и уже сейчас нужно инвестировать на благо будущего. Иначе дойдём до 150 долларов за баррель уже в предстоящее десятилетие.
Председатель правления Chevron Corporation Дэвид О'Рейли забил в гроб рассуждений о том, что из-за энергосбережения и новых источников энергии потребление нефти будет только снижаться, последний гвоздь:
- Мы не думаем, что альтернативные источники энергии - хоть они и важны - смогут дать энергию миру в нужном масштабе.
В отсутствие защитников природы и разного рода вегетарианцев заседание на глазах превращалось в шабаш нефтяников. В этот момент в зале под громогласное объявление диктора появился президент Медведев.
Надо заметить, что год назад ровно в этом же зале произошёл конфуз. Диктор, который до этого 8 лет назад в разнообразных ситуациях анонсировал появление Владимира Путина, оговорился: «Президент России Влади... Дмитрий Анатольевич Медведев». Тогда г-н Медведев воспользовался возможностью продемонстрировать чувство юмора. Теперь по тому же диктору можно было судить о новых явлениях в кремлёвской атмосфере: президента России в этот день объявляли по-демократичному - без отчества.
Между тем ведущий заседания - председатель правления Morgan Stanley Russia Райр Симонял - объявил и «следующий номер программы». Залу, в котором сидело около 200 человек, было предложено проголосовать. Вопрос - какова справедливая цена на нефть. На экранах появилось несколько вариантов ответов. Но проголосовать сначала предложили аудитории, а только потом - главам энергокомпаний. В этих выборах появилась интрига. Зал взялся за электронные пульты, заранее разложенные на креслах. Большинством голосов аудитория выбрала вариант 70-80 долл. за баррель. К делу приступили главы энергокомпаний. Компьютер отсчитывал электронные бюллетени - их набралось 35. Акулы нефтяного бизнеса большинством голосов проголосовали за вариант 80-90 долл. за баррель.
- Слушайте, - удивился ведущий. - Я думал у нас тут около 10 глав. Кто причислил себя к руководству компаний?
Переголосовывать не стали, а президент Медведев в шутку пообещал, что доведёт результаты голосования коллегам по «двадцатке» ведущих стран мира, которые уже в третий раз соберутся в сентябре на антикризисный саммит - на этот раз снова в Штатах.
- Решения (по цене нефти – Прим. авт.) приняты, нужно двигаться к их исполнению, - с улыбкой заявил г-н Медведев.
Заседание между тем плавно перетекло в церемонию награждения премии «Глобальная энергия». На этот раз её получили российские ученые Николай Лаверов, Алексей Конторович и британец Брайан Сполдинг. Чуть позже они стали почётными гостями на встрече президента с главами энергокомпаний. Те, как выяснилось, понимают друг друга без слов и, вслед за рассуждениями о том, что нужно инвестировать в новые месторождения, теперь интересовались, не готова ли Россия смягчить налоговый режим для разработки своих месторождений.
Президент пообещал, что, когда кризис ослабит свои тиски, к этой теме можно будет вернуться. Акулы энергобизнеса в ответ заверили, что поддерживают российские власти в их претензиях к еврочиновникам, которые пока не проявляют должного внимания к проблемам украинской стороны с оплатой газовых поставок.
- Если опять прекратится транзит газа, то чем мы будем торговать? - по-простому пояснил свой интерес генеральный управляющий итальянской компании Eni Паоло Скарони.
Обсуждение мировой энергетики без животрепещущей темы украинского транзита, который обеспечивает 80% поставок российского газа в Европу, и правда было бы неполноценным.
Поэтому, когда после вручения премии «Глобальная энергия» гости и участники покидали зал, г-н Сечин окзался в плотном кольце журналистов и получил прямой вопрос насчёт грядущих проблем с украинским газовым транзитом.
- Украина заплатит за газ? - спросил кто-то.
Напомним, что срок, когда «Нафтогаз» должен расплатиться за поставки газа истечёт буквально на днях. Если оплаты не будет, по условиям подписанного недавно контракта «Газпром» может потребовать полной предоплаты поставок. Если и этого не произойдёт - а с чего бы этому произойти, если у Украины нет денег? - то «Газпром» будет в праве прекратить поставки. А дальше, как обычно, начнётся несанкционированный отбор, прекращение поставок европейским потребителям, очередной международный скандал...
- Я похож на Дубину? - вопросом на вопрос ответил г-н Сечин. - Я не похож на Дубину.
После почти театральной паузы вице-премьер российского правительства всё же нашёл глазами людей, которые после всех скандалов с Украиной были ещё не в теме и с торжествующим видом пояснил:
- Дубина - это глава украинского «Нафтогаза».
А вопрос о том, заплатит Украина за газ или не заплатит надо адресовать именно ему. Г-н Сечин явно был в курсе. Ближе к вечеру «Нафтогаз» заявил, что расплатился за майские поставки.