Россия борется со стихией мирового финансового кризиса. Первыми от него пострадали деньги - в широком смысле этого слова. А в более узком - банковская система.
Однако банки, которые проводили разумную, взвешенную политику, чувствуют себя куда увереннее тех, что «заигрались» с «деривативами» и биржевыми спекуляциями. Национальный Резервный Банк смог извлечь правильные уроки из кризиса десятилетней давности. И в то время, когда коллеги сворачивают свои программы, НРБ продолжает в полном объеме обслуживание клиентов и приобретает новых, реализуя стратегию регионального развития, запланированную до 2012 года.
Ставка на реальный сектор
« Мы сделали ставку на финансовую поддержку реального сектора экономики, на развитие региональной сети, ориентированной на работу с корпоративными клиентами, - рассказывает Председатель правления НРБ Аркадий Колодкин, - К сегодняшнему дню мы готовились заранее - еще с середины позапрошлого года: поэтапно в 2 раза сократили свои активы в ценных бумагах и увеличили кредитный портфель. Запас ликвидности у нас высок. Так что наша консервативная стратегия сработала, и мы можем реализовывать проекты, которые и планировали. За 5 лет мы соби- раемся открыть в регионах свыше 100 новых точек продаж и расширить клиент- скую базу в 40 разз».
Сегодня перед НРБ стоит масштабная задача: предоставить доступ к источникам финансирования предприятиям реального сектора, чтобы те смогли выжить, удержать на должном уровне объемы производства и подготовиться к реализации проектов развития в будущем. Предпринимателям для этого надо решить немало вопросов, но едва ли не главный из них - выбор банка-партнёра. И если раньше на первом месте стояла стоимость кредитных ресурсов, то сегодня самое главное: надёжность кредитной организации и оперативность принятия решений.
Кризис до какой-то степени помог НРБ: благодаря своей репутации, ассортименту финансовых услуг и качеству обслуживания, он получил новый приток корпоративных клиентов. «Это сильные, первоклассные компании с местных рынков, которые ранее обслуживались в других финансовых институтах - сообщил А.Колодкин в интервью «АиФ», - Спрос на наши услуги растёт, растёт и доверие к банку». Помимо этого НРБ приобрел в регионах значительное число новых клиентов - физических лиц, приняв на себя обязательства перед ними из рук обанкротившегося банка «Электроника», - и в сжатые сроки восстановил доверие вкладчиков, гарантировав им выполнение всех прежних договорных обязательств. В то время как из регионов уходят и сворачивают свои программы многие региональные банки и филиалы средних московских банков, НРБ открыл в конце прошлого года 13 новых точек продаж (6 филиалов и 7 операционных офисов). А весной этого года начали работу филиалы банка в Тюмени, Новосибирске и Самаре.
Кризис? Новые возможности!
Руководство тюменского филиала считает, что кризис не поколебал позиций НРБ на рынке. Сейчас многие вспоминают о китайском иероглифе «кризис», который также означает и «новые возможности». Национальный резервный банк - среди тех, кто получил эти новые возможности и использует их, активно привлекая к обслуживанию новых клиентов, а также предлагая работу специалистам банковской сферы. Не секрет, что за счёт сокращений в местных финансовых организациях, можно получить высококвалифицированных и опытных специалистов. Сегодня в тюменском филиале внимательно отслеживают и анализиру- ют процессы, которые идут на рынках области - и корректируют тактику с учетом меняющейся ситуации, предлагая клиентам те продукты и услуги, в которых они более всего нуждаются на сегодняшний день».
Тюмень - край нефти. И как бы ни колебалась цена на энергоносители на мировых рынках, ясно одно: горючее нужно всем, нужно всегда, так что работа в регионе не остановится. А значит, бизнес области, включая крупный, средний и малый, по- прежнему будет нуждаться в услугах надёжного банка. Здесь многие десятки предприятий сервисного обслуживания нефтегазового сектора, а также компании, которые оказывают услуги населению. В Тюмени настоящее изобилие кафе и ресторанов, салонов красоты, медицинских центров, особенно тех, что специализируются на стоматологии. И всем им нужны деньги для развития и просто работы. Всем требуется рассчётнокассовое обслуживание.
«Ни одна из программ банка не заморожена, хотя без корректировок не обошлось, - говорит вице-президент, член Правления НРБ Сергей Кобин. В частности, возросли требования к заемщикам в лице корпоративного бизнеса: в нынешней ситуации невозможно беззалоговое кредитование, ужесточился подход к обеспечению сделок, но появились новые комплексные решения, а платежи идут день в день. Акцент перенесён на управление рисками, аккредитивы, гарантии, рассчётно-кассовое обслуживание, документарный бизнес. Кризис неплатежей указал компаниям на риски, которые они сами уже не способны контролировать. А НРБ в состоянии предоставить им квалифицированную помощь, чтобы вывести из затруднительных ситуаций».
Не забывает банк и о рознице, выделяя в ней как особо важное направление ипотечное кредитование населения.
«Что касается ипотеки, то сейчас возможна выдача такого кредита лишь при классической схеме: когда 30% платит заёмщик, 70% - банк, - рассказывает С. Кобин. - Свою кредитоспособность клиенту придётся подтвердить справкой о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, а не косвенными способами».
Ипотека - наиболее интересный банковский продукт для жителей Тюмени и области, считают в филиале Банка. Потребность в жилье у сибиряков большая. Поэтому здесь действует областная программа по жилищному кредитованию, которую поддерживает губернатор области. А ипотечные программы НРБ отвечают ее требованиям. Что касается требований к заёмщику по ипотеке, то они не ужесточились, а просто пришли в норму.
VIP-обслуживание - для всех
Национальный резервный банк предоставляет в Тюмени полный комплекс банковских услуг для всех категорий клиентов. «Тюменский регион обладает большим экономическим потенциалом, здесь попрежнему сохраняется немалый спрос на современные банковские продукты и высококлассное обслуживание, которое характерно для стиля Национального резервного банка - отмечает С.Кобин, - Мы заинтересованы в развитии бизнеса на территории области и в долговременном партнерстве с местными предприятиями». «Несмотря на кризис, - считает вицепрезидент НРБ, - экономика региона не в упадке. Но теперь ей особенно нужна финансовая и консалтинговая помощь. Потребности среднего, малого бизнеса и частных клиентов в банковских услугах могут измениться, но не исчезнуть. И НРБ готов предложить своим клиентам эффективные антикризисные программы».
Политика НРБ довольно сильно отличается от политики других ведущих российских банков. Главный принцип - индивидуальный подход к каждому и VIP- обслуживание всех без исключения. «Гарантия высокой надёжности - еще одна отличительная особенность Национального резервного банка, - подчеркивает вицепрезидент НРБ С.Кобин. - Мы хотим быть для сибирских клиентов образцово- показательным банком с безукоризненным обслуживанием и предельно внимательным отношением к их запросам и нуждам. Это возможно, благодаря богатому опыту НРБ, накопленному за полтора десятка лет, в течение которых его клиентами были крупнейшие корпорации России, то есть самая взыскательная публика. Так же, как и к ней, мы будем относиться ко всем предпринимателям, независимо от уровня их бизнеса и величины оборотов».
«Когда изменяются потребности бизнеса, мы предлагаем ему новые услуги, и они становятся лишь более качественными, - продолжает Сергей Кобин. - В нашем арсенале, помимо рассчетно-кассового обслуживания, банковских гарантий, всех видов кредитования, сопровождения внешнеторговых сделок и документарных операций, - финансовые консультации, помощь в снижении издержек, лизинг, проектное финансирование, организация сложно структурированных сделок, интересные предложения по выгодному размещению пассивов и т.д. Более того, для Тюменского региона мы разработали специальные программы поддержки малого бизнеса». Регион живёт, борется с невзгодами кризиса и не намерен отступать от своих планов. Так же, как и НРБ. Думается, взаимовыгодное партнерство состоится.
Адрес филиала НРБ в Тюмени: 625048, г. Тюмень, ул. Малыгина, д. 4, тел.: (3452) 63-34-62, 63-34-35.
СПРАВКА: АКБ «Национальный резервный банк» (НРБ) работает на российском и зарубежном финансовых рынках 15 лет. Он был основан в апреле 1994 года как товарищество с ограниченной ответственностью и за прошедшее 15-летие трансформировался в крупный универсальный коммерческий банк, входящий по многим показателям в число лидеров в российских и международных банковских рейтингах. Несмотря на кризис, НРБ подошёл к круглой дате в своей истории с хорошими результатами. По итогам первых четырех месяцев 2009 года активы банка по РСБУ составили 60,4 млрд рублей, что на 1 млрд рублей больше, чем на начало года, кредитный портфель вырос на 11% до 36,5 млрд рублей (абсолютный прирост - 3,6 млрд рублей). Ипотечный портфель превысил 10 млрд рублей. Собственный капитал НРБ с начала года увеличился на 1,5 млрд рублей - до 22,2 млрд рублей, а достаточность капитала превышает нормативное значение более чем в 3 раза.
В этом году НРБ исполнилось 15 лет. Отмечая круглую дату в своей истории, Национальный резервный банк пригласил клиентов воспользоваться одним из наиболее выгодных на сегодня предложений по депозитам: ставка - 15%, срок размещения 180 дней. Минимальная сумма депозита - 15 млн рублей. А для населения банк с 15 апреля 2009 года ввел в действие высокодоходный срочный вклад «НРБ - 15 лет». Ставка по юбилейному вкладу составляет 15% годовых. Валюта вклада - рубли РФ. Размер минимального взноса 15 тыс. рублей. Срок размещения - 181 день. Срок принятия вкладов на данных условиях до 15 августа 2009 года включительно. Условия вклада «НРБ-15 лет» отличает высокая доходность в сочетании с малым сроком размещения и относительно небольшим размером минимального взноса.
Смотрите также:
- Консерватизм — залог успеха банка. Национальному резервному банку 15 лет →
- Надёжный партнёр для региона. НРБ открыл филиал в Новосибирске →
- В России начался передел банковского сектора →