На этот раз её автором выступил министр финансов США Тимоти Гайтнер. Напомним, составитель предыдущего плана, Генри Полсон, занимал пост главы американского Минфина до смены администрации с началом президентства Барака Обамы. Он предлагал ряд мер по оздоровлению банковской системы страны, включая: увеличение госстраховки по вкладам физических лиц; выкуп государством банковских долгов, для чего будет создан специальный фонд; ограничение выплат топ-менеджерам банков, которые будут перекредитованы за счёт госказны; увеличение лимита госдолга США. Вместе с рядом других, эти предложения приобрели статус закона и начали воплощаться в жизнь ещё в прошлом году.
Однако этого, по всей видимости, оказалось недостаточно. Американские банки не восстали из пепла, и, хотя вчера на пресс-конференции президент Обама заявил, что впервые в Америке стабильность наблюдается хотя бы на рынке жилья, состояние финансовой системы США явно далеко от идеального. Главная же проблема осталось той же — так называемые «токсичные» банковские активы, или, проще говоря, их долги. Вот тут-то и появлися Гайтнер со своим планом.
— План Гейтнера как раз направлен на избавление банков от «токсичных» ипотечных активов путём частно-государственного партнёртсва, — говорит руководитель отдела анализа мировых рынков ИК «ФИНАМ» Михаил Аристакесян. — Принцип и механизм действия плана хорошо разъясняет пример любезно предоставленный Казначейством США.
Предположим, есть банк, который хочет избавиться от «токсичной» ипотечной облигации номиналом $100. Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) проводит аукцион, на котором частные инвесторы (здесь и далее имеются в виду негосударственные компании) выставляют свои заявки. Допустим, максимальная заявка составила $84. Победитель, частная компания, формирует инвестиционный фонд вместе с государством, для того чтобы купить выставленный на аукцион актив. Из цены в $84 FDIC предоставит $72 в виде гарантий по заимствованиям созданного инвестиционного фонда. Оставшиеся $12 собственного капитала предоставят в равных пропорциях (50/50, т. е. по $6 в нашем примере) Казначейство США и частный инвестор.
На мой взгляд, цель этого плана — избавить банки от «плохих» активов — правильная, продолжает эксперт. — Также я считаю, что этот план привлечёт спекулятивный капитал. Так как условия для него весьма интересные — например, возможность самим определить цену и получить гарантии финансирования от государства. Однако, эта самая же причина является и основанием для значительного скептицизма в жизнеспособности этого плана. Во-первых, совершенно неясно захотят ли банки продавать свои активы по ценам, полученным на аукционе. Во-вторых, если даже банк, выставивший актив на аукцион и согласится, не приведёт ли это к банкротству какого-либо другого банка, который имеет тот же актив на балансе и вынужден будет оценить его по новой стоимости сформированной на аукционе. И последнее моё опасение, это то что государство берёт на себя гораздо большие риски чем частный инвестор, что может оказать дополнительное негативное влияние на дефицит бюджета США, который и так находится в довольно тяжёлом положении.
Отметим, что, в отличие от американского, наше правительство, напротив, отказалось от планов «вытягивания» банковской системы и неэффективных предприятий из долговой ямы. Ранее, например, со стороны государства высказывались намерения выкупить у российских компаний их зарубежные долги. Теперь же от этих планов отказались. Также правительство не намерено финансово помогать тем предприятиям, которые за последние годы не развивались и не показывали каких-либо положительных результатов производства. Аналитики оценивают такой поворот в политике положительно. Бесконечное вбухивание денег в банки и компании, которые не умеют правильно распоряжаться деньгами, приведёт лишь к новым затратам и к тому, что неэффективные производства мёртвым грузом повиснут на государственной казне.
Российскую программу антикризисных мер вы можете прочитать ЗДЕСЬ >>>