20 сентября Госдума одобрила кандидатуру Татьяны Голиковой на пост председателя Счётной палаты (СП) России. «За» проголосовали 415 депутатов, «против» - только 5.
Сразу после утверждения в новой должности Татьяна Голикова ответила на вопросы «АиФ».
Виталий Цепляев, «АиФ»: Татьяна Алексеевна, вы оказались «по другую сторону баррикад» с бывшими коллегами. Будете по долгу службы проверять в том числе и те ведомства, в которых ещё не так давно сами работали. Есть соблазн поберечь «своих» или, напротив, будете к ним особенно требовательны?
Татьяна Голикова: Я бы сказала так: нужно справедливо относиться ко всем. Слова «поберечь», «пожалеть» здесь не очень применимы. Если нарушений нет, значит, их нет. А если есть, то они должны быть зафиксированы и обнародованы. На поблажки никто не должен рассчитывать.
Нарушения есть. Где посадки?
В.Ц. «АиФ»: Есть ощущение, что возможности Счётной палаты используются не полностью. Новости о проверках приходят не так часто, а ведь народ убеждён, что госфинансы не ворует только ленивый. Считаете ли вы нужным активизировать работу СП, может быть, расширить её полномочия?
Т.Г.: Принятый недавно новый закон о Счётной палате и поправки в бюджетное законодательство существенно расширили и уточнили полномочия СП.
И потенциал нового законодательства нужно будет запустить в полном объёме - после того как 1 октября будет сформирован новый состав коллегии Счётной палаты и определены направления деятельности аудиторов. Я бы сейчас не забегала вперёд по поводу дополнительного расширения полномочий. Мне кажется, что полномочий-то достаточно. Главное - как их реализовать, как правильно выстроить работу с органами власти. И как сделать нашу работу более прозрачной. Значительная часть текущей работы Счётной палаты никогда не транслируется на публику. Может быть, стоит эту работу «опубличить» - для того чтобы впоследствии избежать более серьёзных нарушений.В.Ц. «АиФ»: Вы говорили, что нужно выстраивать отношения СП с правоохранительными органами - на предмет реакции на результаты её проверок. Означает ли это, что сейчас реакция недостаточная, что виновных в разбазаривании казённых денег не преследуют и не наказывают, как положено?
Т.Г.: Это одна из приоритетных задач. В законе о Счётной палате появилась норма, которая обязывает правоохранительные органы предоставлять СП информацию о ходе рассмотрения и решениях по переданным ею материалам. Такого требования раньше не было. И обратная реакция, скорее всего, не выстраивалась - судя по тем вопросам, которые мне задавали и депутаты, и журналисты. Поэтому сейчас нужно полноценно запустить эту норму закона и посмотреть, как она будет работать. Достаточно ли её для того, чтобы виновные в нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств действительно получили по заслугам.
В.Ц. «АиФ»: Цифры, которые называет Счётная палата, шокируют. Уходя с должности, ваш предшественник Сергей Степашин рассказал о 884 млрд рублей нецелевых расходов за прошлый год...
Т.Г.: Я осторожно отношусь к любым «шокирующим» цифрам. 884 млрд нецелевого использования - это почти триллион. Если взять проект бюджета на будущий год, это почти 14 трлн. Получается, что одна четырнадцатая расходной части бюджета ушла не туда. Иначе говоря, это масштабное воровство... Но я думаю, что не всё из этой суммы - 884 млрд - можно чётко квалифицировать как воровство. Правильная классификация нецелевого использования была бы весьма целесообразна для разъяснения позиции СП. А сейчас разъяснение не звучит, звучит только цифра, которая всех ошеломляет.
Резервы экономии
В.Ц. «АиФ»: Много лет вы участвовали в планировании федеральных бюджетов. Теперь будете получать сводки о том, насколько эффективно тратятся деньги. Сочетая старый и новый опыт, будете ли подсказывать правительству, депутатам, какие статьи расходов можно подрезать, на чём сэкономить? Раз деньги пропадают, то, может, их дают слишком много?
Т.Г.: На мой взгляд, обладая мощным информационным ресурсом и интеллектуальным потенциалом, контрольные органы должны не только заниматься репрессивными функциями, но и содействовать органам власти в ликвидации пробелов в законодательстве.
Текущий контроль за исполнением бюджета позволяет выявлять те самые проблемные места, о которых вы сказали: где денег с перебором, где они используются неэффективно. И реагировать в предварительном порядке, а не тогда, когда всё уже совершилось.Сейчас нас ждёт, судя по всему, достаточно жёсткий бюджет на 2014-2016 гг. При этом есть отчёт за 2012 г., о котором вы упомянули, о 884 млрд рублей нецелевого использования, и есть отчёт о текущем исполнении бюджета, где по ряду статей крайне низкие показатели. Наверное, в этих условиях и финансовые власти, и отраслевые ведомства, и законодатели должны внимательно на это посмотреть и задаться вопросом: может быть, всё-таки есть ресурс для экономии? А также повод для наказания тех нерадивых, кто сначала отстаивает свою позицию по дополнительным деньгам, получает их, а потом оказывается, что они не были нужны или изначально предназначались для других целей.
В.Ц. «АиФ»: Вы готовы доказывать, что казённые деньги можно сэкономить, выдерживать напор суровых мужчин, выбивающих средства и пытающихся потом оправдать их увод налево?
Т.Г.: Готова. Тем более что в качестве союзников у меня выступают депутаты парламента.
Смотрите также:
- Глава Контрольно-счётной палаты Москвы рассказал, как наказывают за воровство в ЖКХ →
- Евгений Гонтмахер: На что рассчитывает Путин? →
- Георгий Бовт: Спор о 2020-м →