Позавчера, 19 ноября, министр регионального развития Виктор Басаргин рапортовал Владимиру Путину о том, что на создание инфраструктурных объектов для Азиатско-Тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) не хватает 25 миллиардов рублей. И это при том, что в общем и целом в проект уже намерены вбухать около 150 млрд. На что же собираются потратить такие огромные деньги, и главное, почему даже их вдруг стало не хватать? Разберёмся по порядку.
За что платим, господа?
Самой финансовоёмкой частью строительства для АТЭС является претенциозный проект «мост на остров Русский», считают аналитики центра IRN.RU. Он должен соединить Владивосток и названный остров и пройти через бухту Золотой Рог и мыс Чуркина, над проливом Босфор Восточный. Фактически это будет два разных моста длинной в 2 и 1,3 километра соответственно, но для престижа и важности их решили окрестить единым комплексом. Таким образом, мост должен стать самым длинным в России. Как заявил в начале прошлого года тогда ещё глава Минрегиона Дмитрий Козак, закончено строительство будет уже к 2012-му.
Понятное дело, что по масштабу замысла будут и затраты. Мост будет не только длинный, но и широкий (согласно проекту, задумано 6 полос движения, и это только на проезжей части). И, конечно же, очень высокий: чтобы под мостом смогли свободно проходить крупнотоннажные суда (на этом участке навигация чрезвычайно активна), высота моста должна быть не менее 70 метров над уровнем моря. В общем и целом, чтобы возвести такую махину, потребуется около 40 тысяч тонн металла, а сколько бетона — специалисты и вовсе не взялись подсчитать. Ведь этот материал будет служить для моста опорным: его будут слоями укладывать на дно пролива (средняя глубина которого — около 40 м), и сколько таких слоёв понадобится — неизвестно.
Трудности расчёта
Ещё интереснее наблюдать за тем, как «плясала» смета проекта. Поначалу разработчик генплана Владивостока, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Валентин Аникеев утверждал, что выше 7 млрд руб. стоимость моста не поднимется. Затем его «слегка» поправил Герман Греф, который тогда возглавлял Минкономразвития: по его словам, цена вопроса увеличилась почти в 3 раза — до 20 млрд рублей. Теперешние данные ещё больше: последняя названная цифра равняется 35,5 миллиарда. И это только мост, а всё строительство под саммит обойдётся в 147,5 млрд руб. Хотя и это ещё не предел! Недавно куратор проекта, первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов, заявил, что цена стройки еще возрастет, потому что дорожают стройматериалы.
Временные неполадки
Не менее весело дело обстоит со сроками строительства. В течение почти 2 лет подготовка к строительству шла в обычном темпе. Непосредственно строить должны были начать во втором квартале текущего года. Но тут, в июле, выясняется, что построить второй, наиболее сложный, участок моста к сроку ну никак не получится. Об этом объявил генеральный директор строительной компании Виктор Гребнев, причём почти сразу после того, как подписал контракт на строительство первого участка. Тем временем в этот самый первый участок, который без второго, собственно, теряет всякий смысл, уже вложено 15 миллиардов рублей.
Причины задержки — чисто технические. Во-первых, ванты, которые будут держать огромный мост, нельзя просто так заказать в ближайшей лавочке. Их изготавливают лишь несколько фирм в мире, причём на заказ, а значит — долго. Во-вторых, много времени отнимет укладка бетона под мост — между прокладкой каждого слоя должно пройти не менее 4 дней. В-третьих, транспортировка стройматериалов в место строительства затруднено климатическими условиями, на которые разработчики проекта, видимо, не рассчитывали.
Построить любой ценой
Ускорить процесс можно, считают специалисты, но это как всегда скажется на качестве строительства: либо бетон будет тоньше, либо вантов меньше — на чём сэкономить, всегда можно найти. А ведь закончить мост к марту 2012 нужно в любом случае, значит искать всё-таки придётся.
— Таким образом, мы, вероятнее всего, увидим классический образец штурмовщины, когда мост любой ценой будет сдан к марту 2012 года, — считают аналитики IRN.RU. — Очевидно, под это выбиваются значительные ассигнования, так как ускорение работ с огромной вероятностью означает их значительное удорожание. При этом поддержка высшего руководства обеспечена: на кону стоит государственный престиж, так как яркое будущее острова Русский уже «презентовано» на мировом уровне.
Кроме того, отмечают эксперты, форум АТЭС и степень подготовки к нему России расценивается как своеобразная репетиция перед сочинской Олимпиадой. И то, насколько хорошо мы себя проявим, наглядно продемонстрирует и наши олимпийские способности.
Не менее важно для России отстоять и свои геополитические амбиции. В последнее время и президент Медведев, и другие первые лица государства постоянно твердят о том, что теперь мы, а не побитые кризисом США, претендуем на роль мирового финансового центра. Так что и США, и их союзники будут во всю следить за всеми российскими успехами и особенно неудачами.
Как «отобьют» расходы на мост
Объекты, оставшиеся пустовать после прошедшей Олимпиады, обычно перепрофилируют в гостиницы, развлекательные и спортивные центры, музеи, концертные площадки и так далее. Будет ли так с проектом АТЭС, пока не понятно, потому что дальнейшая судьба моста и построек на острове Русский до сих пор не определена. Пока рассматриваются лишь несколько довольно эфемерных на взгляд аналитиков путей возврата инвестированных денег:
► Проезд по мосту, возможно, будет платным. Но даже если цена составит порядка 500 руб. и проезжать по нему будет 1000 автомашин в час круглые сутки, период возврата денег составит 10 лет. С учётом расходов на эксплуатацию — ещё больше.
► Для полноценного и экономически оправданного функционирования моста на острове должны ежегодно находится около 70 тысяч человек — постоянных жителей или туристов. Обеспечение их нужд — самый быстрый способ отбить расходы на строительство. Другой вопрос, как загнать такое количество людей на остров в и без того «негусто» населённом регионе?
► Заманить туристов на остров Русский планируют, организовав там дайвинг центры. Это при довольно суровом климате и достаточно низкой температуре воды. Впрочем, никакой толковой схемы развития туризма на острове до сих пор нет.
Наша справка
Азиатско-Тихоокеанский Форум Экономического Сотрудничества (АТЭС) — экономическая организация, созданная для развития связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время в неё входит 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония. В цели деятельности Форума входит поддержание экономического роста стран-участниц и укрепление взаимной торговли посредством удаления всяких преград для товарообмена в регионе.
Смотрите также:
- Не прошло и года. Объекты, построенные к АТЭС, начинают трещать по швам →
- Корпорация Сибирь: как развивать восточные регионы страны? →
- Как кризис отразится на наших дорогах: сделает платными? →