Из-за кого российские самолёты перестали летать?

   
   

Деньги отправили «налево»

 

Говорят, что авиакомпании задолжали миллиарды за топливо, поэтому и самолёты не летают. Но ведь билеты постоянно дорожают именно из-за топливных сборов. То есть пассажиры деньги за керосин внесли. Так куда же они делись? В. Родин, Красноярск

Отвечает Евгений Островский, глава ТД «Топливное обеспечение аэропортов»:

— В последние два года компания «Эйр Юнион», беря с покупателя деньги за авиатопливо, самим поставщикам керосина практически не платила. Братья Абрамовичи, которым принадлежит половина компании, заслужили на рынке дурную славу. Например, только нашему торговому дому они с 2006 г. должны за топливо 3,5 млрд. руб. А в целом, по подсчётам экспертов, их долг составляет 19 млрд. руб. Сюда входит и топливо, и обслуживание в аэропортах, и лизинг, потому что они не платили вообще НИ ЗА ЧТО! Деньги пассажиров, которые оплачивали топливный сбор, уходили «налево». Осуществлялось, на мой взгляд, неприкрытое, циничное мошенничество.

Почему кредиторы так долго терпели? Дело в том, что в 2007 г. вышел Указ Президента РФ о преобразовании альянса «Эйр Юнион» в единую крупную авиакомпанию с участием государства. Кредиторы надеялись, что указ президента будет реализован и долги будут погашены. В свою очередь братья Абрамовичи в 2007 г. «скакали» от поставщика к поставщику — делали долг, не платили, бросались к следующей компании. В 2008 г. они уже летали «на коротком поводке», договаривались по поводу каждой заправки. Так и «рулили» вверенной им госсобственностью. Наконец, в августе этого года терпение у всех лопнуло, самолёты авиакомпаний альянса «Эйр Юнион» перестали заправлять, а проблемы, копившиеся два года, ударили по пассажирам. Что дальше?

Самое страшное, если компании просто ликвидируют. Тогда в гражданской авиации России начнётся цепная реакция банкротств, а банки, в свою очередь, изымут деньги из отрасли. Уже сегодня финансисты в ожидании разрешения кризиса приостановили кредиты авиаторам. Если государство даст повод усомниться в возможности погашения долгов альянса, отрасль просто рухнет. Летать станет возможно лишь на бортах зарубежных авиакомпаний.

   
   

Прокуратура уже ведёт расследование. Найдут ли деньги? Очень надеюсь. Государство должно сказать своё веское слово.

Куда делся керосин?

Почему, даже после того как из Росрезерва выделили авиакеросин, люди продолжали просиживать сутками в аэропорту? И. Ирли, Томск

— Те 24 тыс. тонн топлива, что выделили из Росрезерва, — мелочи, — рассказал «АиФ» декан факультета авиаперевозок Санкт-Петербургского университета гражданской авиации Виталий Колясников. — Суточный расход аэропорта доходит до тысячи тонн. А люди сидели и в Москве, и в Чите, и в Красноярске, и ещё в ряде городов.

— Из тех мест, куда доставили резервное топливо, самолёты летали, — объяснил нам руководитель аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — А в регионах нужно было быстро достать из тумбочки деньги и отдать их заправщикам. К сожалению, такой тумбочки у государства нет.

Кстати, глава Минтранспорта  И. Левитин пообещал премьеру В. Путину, что ситуация стабилизируется через неделю (то есть со дня на день? — Ред.).

Из Европы в долг не улетишь

Почему ничего не слышно о том, что самолёты «Эйр Юнион» не могут вылететь из-за рубежа? Может, в их аэропортах штрафы за простой больше, чем у нас? Г. Кравцова, Самара

Штрафы за простои в зарубежных аэропортах ниже наших на 10-15%, потому что там велика конкуренция между терминалами. Отсутствие задержек у зарубежных рейсов объясняется иначе: уже при минимальной просрочке там не заправляют самолёты. Поэтому на зарубежные рейсы деньги для топлива находились. А терпеливым россиянам, судя по всему, была уготована участь людей «второго сорта».

Виновата ли «Росавиация»?

Кто позволил ситуации с невылетами дойти до точки? Т. Каржавина, Омск

Ситуацию «проспали» чиновники «Росавиации», считают в Генпрокуратуре.

— Её глава Е. Бачурин, вместо того чтобы организовывать работу с авиакомпаниями, которым сегодня предъявляются претензии, фактически её провалил, — заявил генпрокурор Юрий Чайка. К ответу призвали и замминистра транспорта РФ А. Мишарина, который представляет интересы государства в «КрасЭйр». По мнению прокуратуры, он предпочёл закрыть глаза на финансовые проблемы компании.

— Заявления прокуратуры политические, а не юридические, — заявил, в свою очередь, глава «Росавиации» Евгений Бачурин. — Мы делаем всё, чтобы пассажиры не пострадали, но у нас нет прав вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов.

Крах подкрался незаметно?

— Ситуация с альянсом очень запутанная. Трудно точно выявить ведущих игроков, но в центре борьбы не передел рынка, а передел собственности, — считает эксперт по проблемам рынка профессор ГУ-ВШЭ Алексей Скопин. — Да, «Ростехнологии» получит активы «Эйр Юнион», но вместе с ними и огромный долг, который создали как раз частные акционеры.

— Задача «Ростехнологий» — убрать Бориса Абрамовича и показать хорошее антикризисное управление, — уверяет эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА» Степан Жулин. — Две госкомпании в одной убыточной отрасли — это слишком много. Так или иначе, слияние государственных активов произойдёт. Пассажирам от этого, на мой взгляд, станет только лучше, так как все убытки будет покрывать государство и ситуация, подобно той, что произошла нынешним летом и в начале осени, не повторится. А вот для бизнеса это не очень хорошо, так как государство обычно показывает менее эффективное управление.

P. S. Появление одного крупнейшего госперевозчика если и произойдёт, то очень нескоро. Пока же принято решение о другом слиянии. Как говорится в совместном заявлении «Ростехнологий», правительства Москвы и администрации Красноярского края, новая авиакомпания будет создана на базе активов альянса «Эйр Юнион», компаний «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток авиа» и «Саратовские авиалинии». Контрольный пакет акций будет закреплён за «Ростехнологиями».

Справка «АиФ»

В альянс «Эйр Юнион» входят компании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», Сибавиатранс«. Контрольные пакеты двух первых компаний и 46,5% «Самары» принадлежат государству. Второй крупный пакет ценных бумаг компаний альянса — у братьев Бориса и Александра Абрамовичей. Они также купили венгерского авиаперевозчика «Малев».

От редакции

Почему «невылетным» пассажирам не возвращают хотя бы деньги за билеты? Оказывается, у авиакомпаний нет «страховки от жадности» своих владельцев. Пару лет назад в подобной ситуации оказались те, кого «кинули» туроператоры. Поэтому теперь ВСЕ туроператоры обязаны страховаться, чтобы в случае их банкротства не страдали клиенты. Создать подобные гарантии для авиапассажиров пока никто не предлагал. Но теперь-то, когда гром грянул, может, примут такой закон?

Смотрите также: