ФАС взялась за банки, обманывающие малограмотных клиентов

   
   

Об этом сообщил первый заместитель Банка России Геннадий Меликьян. Эти цифры — результат недавней проверки 37 банков в различных регионах России. И это даже несмотря на то, что банки давно обязали раскрывать полную стоимость кредитов.

Вообще, потребительские кредиты, придумали для тех, кто не умеет или не хочет копить деньги. Пришел в банк, занял деньги под проценты и осуществил свою мечту. Кто-то покупает шикарный телевизор, а кто-то едет в путешествие или делает ремонт в квартире. Замечательно! Только вот когда подходит час расплаты, многие заемщики бывают огорчены: оказывается, что денег надо отдать банку гораздо больше, чем предполагалось. В рекламе банка обещались одни проценты, на деле оказывается, что они гораздо выше. Многие кредитные организации, пользуясь, если говорить честно, финансовой малограмотностью большинства населения, изящно прячут в ворохе подписываемых клиентом бумаг информацию о многочисленных комиссиях и дополнительных сборах за свои услуги.

За анализ ситуации и борьбу с такими банками взялись Банк России и Роспотребнадзор. И вот какая картина выяснилась. Некоторые даже вполне уважаемые банки в вопросе потребительского крелитования прибегают к не очень честным схемам. Например, на сайте банка размещается зазывная реклама, которая обещает небольшие проценты. Но потом выясняется, что к реальности эта информация имеет мало отношения. Наверно, работает такая логика: лишь бы клиент клюнул, пришел, а дальше мы его обработаем, как нам надо. В кредитном договоре с заемщиком невозможно даже понять, на что именно человек берет кредит. Вместо названия кредита — цифровой код. И не исключено, что, выбрав одну программу, человек может поставить свою подпись на договоре, где числится совершенно другая. Такая система может запутать кого угодно.

Месяц назад ФАС предъявила одному из таких банков свои обвинения, но должной реакции не последовало. И вчера ФАС приступила к рассмотрению дела о нарушении законодательства о защите конкуренции, возбужденного в июле против этого банка. О значимости этого дела говорит тот факт, что заседание проходило публично. Любопытно, что в качестве объяснений за использование буквенно-численной «абракадабры» в договорах с клиентами сами банкиры приводят довод, что это удобно для работы во внутренних системах — это, мол, служебная информация. И еще, оказывается, нет никаких законов, запрещающих это делать. Каждый банк имеет право сам решать, как именовать в договоре с клиентом название программы. Получается, что и арабской вязью его можно изложить, и китайскими иероглифами?

Но ФАС с таким положением не согласна.

— Нарушением считается любое расхождение информации, доведенной до заемщика в публичной форме, с информацией, которая указана в договоре, предложенной клиенту для подписания,- заявил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.

   
   

Смотрите также: