Бензин всё дорожает. Кто виноват и что делать?

Потому что в нашем отечестве в отличие от других стран и вопреки здравой логике его розничная стоимость не падает вместе с мировыми котировками на «чёрное золото». Как же добиться снижения розничных цен?

   
   

1. Построить сотни НПЗ в России

Директор Института проблем нефти и газа академик Анатолий Дмитриевский:

— В России всего 27 нефтеперерабатывающих заводов, а, например, в США их 280. Российская нефтепереработка находится в упадке, оборудование на большинстве заводов старейшее, ведь предприятия строили ещё в 50-60-е гг. Нефтяные компании, владеющие НПЗ, должны заниматься переоснащением заводов. Но это дорогостоящий процесс, а период окупаемости затрат растянется на долгие годы, поэтому никто этим не занимается. Важно понимать, что не коммерсанты, а именно государство должно быть больше всех заинтересовано в модернизации отрасли нефтепереработки. Тогда у нас будет высококачественное сырьё — да и экспорт станет приносить в 100 раз больше прибыли, чем нынешняя продажа сырой нефти.

2. Заставить нефтяные компании заниматься поиском и разработкой новых месторождений

Завкафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ академик Владимир Квинт:

— Нефтяников нужно законодательно обязать вкладывать в геологоразведку не менее 10% от прибыли (до уплаты налогов), потому что сами они на это тратиться не собираются. Ощущение, что в сырьевой отрасли всё в порядке, сложилось благодаря росту цен на нефть. Но там далеко не всё в порядке! Премьер-министр РФ Владимир Путин правильно недавно отметил, что импорт этой продукции можно увеличить вдвое за год, но как его обеспечить, если добычу нефти реально поднимать лишь на 3% в год?

3. Обязать нефтяников инвестировать деньги в Россию, а не «за рубеж»

Руководитель Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН Вячеслав Сенчагов:

— Государство создало настолько благоприятные условия для нефтедобытчиков (особенно учитывая недавнее снижение налога на добычу полезных ископаемых), что у руководства нефтяных компаний нет никакого стимула вкладываться в развитие отрасли. Топ-менеджеры утопают в баснословных доходах и принимают решения об инвестициях в иностранные, а не в российские нефтеперерабатывающие заводы и АЗС. Логика проста: за рубежом вся цепочка по переработке, транспортировке и продаже нефтепродуктов отлично налажена да и в техническом плане намного опережает российскую. Поэтому коммерсантами там проще работать — вложили деньги и сразу получили прибыль, без усилий. Если ничего не предпринимать на госуровне для того, чтобы направить энергию коммерсантов на благо нашей страны, то розничные цены на топливо будут лишь расти.

   
   

4. Создать реальные рыночные условия для внутренней торговли нефтью

Эксперт по топливным рынкам группы аналитических компаний «ОМТ-Консалт» Андрей Шереметьев:

— Нужны реально действующие механизмы, а не существующие лишь на бумаге. Например, во всём мире биржи, а не монополисты регулируют цены на нефть и нефтепродукты. В России тоже недавно одну открыли, но... Юридически Санкт-Петербургская нефтяная биржа, на которую возлагали большие надежды, существует уже несколько месяцев, а реальной её работы не видно. Причина в том, что туда «загнали» в обязательном порядке лишь несколько госкомпаний, а свободных игроков ей привлечь нечем — там нет нормальных условий для рыночной торговли.

От редакции

На топливе наживаются все: добытчики, переработчики, продавцы. Государству невыгодно, чтобы бензин дешевел, потому что тогда в казну пойдёт меньше денег от уплаты «нефтяных» налогов. То есть в плюсе оказались все, кроме простого потребителя. Если ничего не предпринимать, топливо продолжит дорожать и появится необходимость введения талонов на бензин для льготников. Иначе инвалиды, ветераны, многодетные семьи будут вынуждены вообще отказаться от использования личных машин. Ведь в противном случае бензин сожрёт львиную долю средств, которые они тратят на пропитание.

Отнимем АЗС у иностранцев?

Иностранные сотрудники топливного гиганта TНK-BP покидают страну. Значит ли это, что мы «выросли» и можем самостоятельно разобраться со своими топливными проблемами? Э. Фантюшин, Астрахань

Отвечает главный редактор журнала «Слияния и поглощения» Антон Смирнов:

— Что касается трений между акционерами TНK-BP, то главная причина этих разногласий заключается в том, что прошло опьянение деньгами иностранных инвесторов. Государство меняет законодательство, чтобы ограничить иностранцам доступ в стратегические отрасли. А российские коммерсанты делают всё возможное, чтобы пересмотреть крайне невыгодные, на их взгляд, договорённости конца 1990-х — 2000-х гг. К сожалению, очень часто передел рынка происходит с помощью «чисто российских бизнес-технологий», что и показала история с TНK-BP.

Кстати

Похоже, что власти всерьёз решили удешевить автокеросин. Чтобы устранить монополизм топливозаправочных комплексов, в аэропортах появятся собственные хранилища керосина. Также предложено передать Федеральной службе по тарифам право устанавливать цены на заправку самолётов в аэропортах.

***

Частенько высказывается какой-нибудь один универсальный способ борьбы с растущим в стоимости топливом. Например, метод насильного сокращения экспортных поставок нефти — мол, это сразу удешевит бензин на территории России. Но эксперты, опрошенные «АиФ», считают, что если просто уменьшить вывоз нефти за рубеж с 50% до, например, 25% (от объёмов её производства), то нефтяные компании просто сократят объёмы добычи нефти. Ведь это экономически более выгодно, чем бороться за покупателя на внутреннем рынке.

Кто виноват в дороговизне

Чьё мнение

Кого (что)

обвиняют

Почему

Комментарий редакции

1. Нефтяники

Власть

Государство якобы установило для них неподъёмные налоги и пошлины

То-то коммерсанты так и рвутся в этот бизнес - наверное, все как один любят не быструю прибыль, а проблемы и трудности в работе!

2. Владельцы АЗС

Выросшие

мировые цены

на нефть

Уверяют, что не могут понижать цены, когда растёт оптовая стоимость топлива

Ценники на АЗС действительно растут вслед за повышением мировых котировок. Но почему не падают, когда они снижаются? Кстати, во Франции розничные продавцы обязаны следовать курсу цен на сырую нефть. Сейчас с помощью населения ведётся проверка французских АЗС на предмет того, были ли там уменьшены цены сразу же после падения стоимости нефти.

3. Народное мнение

Власть, АЗС, нефтяников-монополистов и малоэффективную работу антимонопольщиков

Государство потакает олигархам-монополистам, а ФАС не может разобраться с АЗС, владельцы которых договариваются о взвинчивании цен с соседями по региону

Крупное разбирательство по делам, возбуждённым недавно ФАС в отношении сразу целого списка производителей и переработчиков «чёрного золота», продлится до конца августа. Как «АиФ» сообщили в антимонопольной службе, стоимость продаваемого топлива будут проверять по формуле «мировая цена минус таможенные пошлины с транспортировкой равно максимальный ценник». Идея благая. Главное, чтоб в показуху не превратилась.

Из чего складывается цена литра бензина

Сколько нефти добыли и переработали в России за первое полугодие 2008 г (в млн. тонн)

  • Добытая нефть - 242
  • Первичная обработка нефти - 115
  • производство бензина - 17,2
  • Производство дизтоплива - 33,6

Бензиновая арфиметика (данные на начало июля 2008 г.)

  • Себестоимость российской нефти - от 0,73 до 1,4 руб. за литр* нефти (733-1466 руб. за тонну)
  • Чтобы «приготовить» 1 л. бензина, нужно около 7 л нефти, то есть себестоимость 1 л бензина - от 5,11 до 9,8 руб.

* Нефть принято считать в баррелях. Цена 1 л была подсчитана с учетом того, что в 1 бартеле - 158, 98 литров

 

Цены производителей бензина (в руб./л)

Розничная цена (в руб./л)

Аи-92

13,51

24,50

Аи-95

14,95

26,03

Дизель

16,56

25,51

Получается, что конечная стоимость в 1,6-1,7 раза выше цен производителей и примерно в 23 раза (!) больше себестоимости сырой нефти.

С использованием данных Росстата

Смотрите также: