В ГУ «ИС САО» внимательно и всесторонне была рассмотрена статья Екатерины Бычковой и Галины Метелицы «Москвичей поставили на счетчик», опубликованная в выпуске № 20 газеты «Аргументы и факты» от 14 мая 2008 года. Наши разъяснения и комментарии имеют цель исправить содержащиеся неточности в публикации и помочь потребителям коммунальных услуг разобраться в правоотношениях, участниками которых они являются, а также в вопросах защиты своих прав и законных интересов.
Деятельность Инженерных служб — ГУ ИС (бывших ЕИРЦ) в контексте опубликованной статьи освещена необъективно. Такие фразы, как «разбираться с ЕИРЦ себе дороже», звучат явной диффамацией всей системы ГУ ИСМ — ЕИРЦ, созданной Правительством Москвы, тем самым, затрагивая интересы ГУ «ИС САО». В публикации не отображена социальная функция Правительства Москвы по обслуживанию населения в части начисления и учёта платы за ЖКУ с учетом всех льгот и мер социальной поддержки жителям, которую осуществляют в сфере ЖКХ инженерные службы города Москвы и благодаря которой достигается прозрачность финансовых потоков. Статья действительно, отражает несовершенства в сфере отношений потребителей и поставщиков услуг, однако при подготовке материала автор не произвел объективную оценку деятельности Инженерных служб и не проследил их роль в этих отношениях. В результате этого правомерная деятельность учреждения ставится под сомнение.
Учитывая представленный журналистами комментарий к обращению семьи из Северного округа, озаглавленному «За кого платим?», хотелось бы уверить жителей города Москвы, что «выход в данной ситуации» не «только один». Считаем, что, при решении поступить предложенным способом — «установить в квартире индивидуальный счетчик» — проблема не только остается неразрешённой, но и загоняется в угол. Поясним.
В последнее время для разрешения проблем, связанных с качеством и количеством предоставления жилищных и коммунальных услуг, жители города Москвы — потребители этих услуг — довольно часто обращаются в ЕИРЦ (называемые так москвичами по привычке Инженерные службы районов (ГУ ИС)). Инженерные службы действительно могут ознакомить москвичей с отдельной информацией о предоставлении жилищных и коммунальных услуг, находящейся в их компетенции. Однако объем подобной информации, которым располагает инженерная служба, ограничен. Главным образом, это информация о стоимости, нормативах потребления и правах на льготы, учитываемых при начислении оплаты за данные услуги. Для того чтобы понять роль ГУ ИС в отношениях по расчетам за коммунальные услуги между потребителями и исполнителями этих услуг, жителям многоквартирных домов необходимо иметь представления о деятельности Инженерных служб.
Итак, в соответствии с функциями, возложенными на ГУ ИС районов Правительством Москвы, Инженерные службы осуществляют сбор информации, необходимой для проведения и начислений за жилые помещения и коммунальные услуги и ресурсы; на основании полученных данных производят начисление и формируют Единый платежный документ, объединяющий сведения о плате за различные услуги; обеспечивают доставку платежных документов жителям.
Данные для производства начислений ГУ ИС получают, главным образом, из двух основных источников:
1) от потребителей услуг — жителей города Москвы. Это сведения о наличии у граждан льгот и мер социальной поддержки, о статусе пользователей жилого помещения (наниматели, собственники и т. п.), количество пользователей жилого помещения, сведения об изменении семейного положения (наличие/отсутствие родства, свойства) и иную информацию, необходимую для начислений;
2) от поставщиков услуг — управляющих компаний и/или ресурсоснабжающих организаций (на основании регламентов взаимодействия с ними) — сведения о количестве и, в некоторых случаях, например, при перерывах в подаче услуг, о качестве предоставленных потребителями услуг.
Следует заметить, что при наличии у жителей квартирных приборов учёта коммунальных услуг, сведения об их количестве поступают в Инженерную службу непосредственно от самих жителей. В этом случае, на основании поступивших о т граждан данных ГУ ИС и производит начисления.
Таким образом, Инженерные службы не являются Поставщиками коммунальных услуг. Они производят начисления платы за эти услуги, а сведения, необходимые для начислений, исходят от самих жителей и/или от управляющих компаний и иных исполнителей услуг.
Тем не менее, как указывалось выше, за защитой своих нарушенных прав жители многоквартирных домов обращаются именно в ГУ ИС. Это происходит от непонимания гражданами сути своих правоотношений с поставщиками жилищно-коммунальных услуг и/или управляющими организациями, незнания конкретных форм и порядка взаимоотношения с ними. Однако хочется особо обратить внимание читателей на то, что Инженерная служба не является уполномоченным контролирующим органом, способным заставить управляющую либо ресурсоснабжающую компанию работать добросовестно или же следить за качеством-количеством предоставления указанных услуг конкретной семье. Самый реальный и действенный механизм защиты собственных прав находится именно в руках у самих граждан!
Со своей стороны, мы, ГУ «ИС САО», можем дать рекомендации, помочь москвичам, разъяснив им их права, а также обязанности перед ними управляющих компаний и иных поставщиков коммунальных услуг.
Во-первых, порядок предоставления коммунальных услуг установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307. Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен разделом VII Жилищного кодекса РФ.
Во-вторых, в отношения по предоставлению и потреблению коммунальных услуг вступают только исполнители и потребители данных услуг. Потребителем при этом является, в соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществление предпринимательской деятельности. Исполнителями являются организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги. Исполнителями могут быть: управляющая организация (например, ДЕЗ), ТСЖ, ЖСК или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (например, ресурсоснабжающая организация).
В-третьих, коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия их предоставления, и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам). Законодательством РФ предусмотрены два вида таких договоров, в которых урегулированы права и обязанности потребителей и исполнителей по предоставлению, потреблению и оплате водоснабжения через присоединенную сеть. Это договор управления многоквартирным домом, который заключается собственниками многоквартирного дома с управляющей организацией (обязательные условия этого договора установлены ст. 162 Жилищного кодекса РФ — ЖК РФ), и договор энергоснабжения, который применяется (в соответствии с ч.2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть и считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети водоснабжения, т.е. с момента совершения действий по фактическому использованию воды (ст. 548, 540 ГК РФ).
Вышеназванные юридически значимые обстоятельства обуславливают способы защиты жителями многоквартирных домов своих прав и законных интересов в случае их нарушения, в том числе и тогда, когда потребители считают, что указанное для расчетов количество потребленной воды является явно завышенным.
Так, в договоре управления обязательно должен быть указан порядок осуществления контроля за выполнение управляющей организацией ее обязательств по договору управления (ч. 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ). Поэтому, если граждне-потребители услуг не согласны с тем количеством воды, которое выставляется им управляющей организацией для оплаты, раздираться, прежде всего, следует именно с той организацией, с которой они состоят в договорных отношениях. Для этого необходимо внимательно прочесть условия заключенного договора управления и произвести указанные в этом договоре действия по контролю за выполнением управляющей компанией своих обязанностей.
Для сведения сообщаем, что большинство договоров управления многоквартирным домом в городе Москве заключается на основании примерного договора управления многоквартирным домом, утверждённого распоряжением Департамента ЖКХиБ города Москвы от 15 августа 2006 г. № 05-14-243/6-1, и разработанного с учётом защиты прав и интересов населения. Контроль, установленный примерным договором, осуществляется путём совершения следующих действий:
— получения от ответственных лиц Управляющей организации не позднее 5 рабочих дней от даты обращения информации о перечнях, объёмах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ;
— проверки объёмов, качества и периодичности оказания услуг и выполнения работ (в том числе путём проведения соответствующей экспертизы);
— участия в осмотрах общего имущества, в том числе кровель, подвалов, а также участия в проверках технического состояния инженерных систем и оборудования;
— и др.
Помимо договора управления, права и обязанности исполнителей и потребителей коммунальных услуг установлены в вышеназванных Правилах предоставления коммунальных услуг. Реализуя собственные права и зная обязанности исполнителей в соответствии с данными Правилами, жители многоквартирных домов в состоянии эффективно отстаивать собственные законные интересы и контролировать работу исполнителей по предоставлению коммунальных услуг.
Так, в соответствии с пп. «р» п. 49 этих Правил, исполнитель по требованию потребителя обязан производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учётом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору.
Более того, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о состоянии расчётов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя), а также получать от исполнителя информацию об объёмах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты (пп. «б» и «г» п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Таким образом, на основании вышеизложенных норм и положений договора управления, потребители могут произвести сверку начислений оплаты за водоснабжение, например, потребовав у исполнителя своего присутствия при съёме показаний общедомового прибора учёта. При получении исполнителем заявления, требования, претензии, он обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы направить потребителю извещение о её приёме и последующем удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении с указанием причин отказа (пп. «и» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В случае если управляющая или ресурсоснабжающая организации отказываются удовлетворить законных требований, между потребителями и исполнителями имеется спор, потребители вправе обращаться в суд с целью защиты своих нарушенных прав. Никакая иная организация, включая Инженерные службы, не имеет правомочий по разрешению споров о праве, возникших между данными субъектами, поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 18 Конституции РФ). При этом иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд не только по месту нахождения исполнителя, но и по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора (п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Помимо рассмотренных выше способов защиты прав жителей в сфере предоставления им коммунальных услуг, следует также помнить, что граждане (как собственники, так и наниматели жилых помещений) в этих отношениях являются именно потребителями, и, следовательно, при защите своих прав могут прибегнуть к механизмам воздействия на исполнителей, установленным Законом РФ от 7 февраля 1992 г. 2300-1 «О защите прав потребителей». Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел, связанных с нарушением прав потребителей. Кроме того, за защитой своих прав и законных интересов, потребители могут обращаться в органы местного самоуправления (в Москве — это муниципалитеты), которые в целях защиты прав потребителей вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей и обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Следует также поставить жителей многоквартирных домов в известность об ответственности исполнителя за неправомерные действия. Помимо гражданско-правовой ответственности, состоящей в возмещении исполнителем убытков и морального вреда (ст. 12, ст. 15 ГК РФ, ст. 15 Закона о защите прав потребителей), Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчёт, введение в заблуждение и т. п.), Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путём обмана или злоупотребления доверием вплоть до пяти лет лишения свободы.
Что же касается вопроса о том, что «в вашем доме отказали счётчики», жителям многоквартирных домов необходимо помнить, что в период осуществления ремонта, замены, проверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учёта (не превышающий 30 календарных дней), управляющая либо ресурсоснабжающая организация должна предоставлять для расчёта размера платы за коммунальные услуги среднемесячные показатели потребления и отведения воды за последние 6 месяцев, а если период работы прибора учёта был менее 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учёта. При этом применяемый в этом случае для расчётов среднемесячный показатель потребления не может быть выше установленных нормативов потребления (п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Как видим, «выход в данной ситуации» не «только один». Помимо установки индивидуального прибора учёта воды, у потребителей коммунальных услуг имеются большие возможности отстаивать свои права и влиять на деятельность поставщика различными правовыми и административными средствами.
Резюмируя вышеизложенное заметим, что не только в городе Москве, но и на федеральном уровне не раз говорилось о том, что монополизм коммунальных предприятий, низкий уровень правовой грамотности населения, непонимание жителями сути правоотношений, участниками которых они являются, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на беспрецедентно низком уровне, не позволяют потребителям эффективно защищать свои интересы, заставляет граждан «ходить по кругу», обращаться в госорганы и госучреждения, не обладающие компенсацией для разрешения их споров с управляющими компаниями и иными поставщиками коммунальных услуг.
Имея столь эффективные механизмы по связям с общественностью и широкие возможности в получении информации из различных источников, СМИ могли бы не только популяризовать свои печатные издания, но и оказывать действенную помощь читателям, не располагающим такими возможностями.
Юрисконсульт ГУ «ИС САО» Невинская Т. П.
Начальник юридического отдела ГУ «ИС САО» Хмелевской Д. С.
Смотрите также:
- Юрист вам в помощь. Как сэкономить на ЖКУ, часть 2 →
- Москвичи смогут получить платные соцуслуги. ПРИКАЗ →
- С помощью водосчётчиков нас хотят... разорить? →