Он стал первым в серии больших каналов на территории СССР, которые проектировались и строились буквально до последних дней советской власти. Вот самые крупные из них.
Москва-Волга (Канал им. Москвы)
Годы строительства: 1931-1937.
Цель: Снабжение Москвы водой, пассажирские и грузовые перевозки.
Длина: 128 км.
Особенности: Строился заключёнными, среди которых было много уголовников. Кажется, именно здесь родилось слово «зэк» — от «заключённый каналармеец». Ныне обеспечивает 60% водопотребления Москвы.
Беломорско-Балтийский канал
Годы строительства: 1931-1933.
Цель: Связать бассейны Белого и Балтийского морей для нужд народного хозяйства и обороны.
Длина: 227 км.
Особенности: Строился заключёнными (в основном политическими) под руководством Главного управления лагерей гидротехнического строительства ОГПУ. При строительстве, по разным данным, погибло от 12 до 250 тыс. человек. Сейчас по каналу перевозится свыше 300 тыс. тонн грузов в год.
Сибирь-Средняя Азия («Поворот сибирских рек»)
Годы строительства: Решение о начале принято в 1976-м, однако строительство так и не было начато.
Цель: Направить часть стока Оби и Иртыша в Среднюю Азию.
Длина: 2550 км
Особенности: В годы перестройки отказ от строительства этого канала воспринимался как большая победа экологического сознания. В наши дни за поворот сибирских рек ратует руководство Казахстана, Узбекистана и Москвы.
Большой Ставропольский канал (БСК)
Годы строительства:1957 по настоящее время.
Цель: Орошение степей в Ставропольском крае.
Длина: 480 км.
Особенности: Самая крупная в России ирригационная система, строительство которой продолжается. В 2006 г. была открыта 4-я очередь БСК. На сегодняшний день площадь орошения — более 35 тыс. га.
Каракумский канал им. Ленина (канал Туркменбаши)
Годы строительства:1954-1988.
Цель: Орошение засушливых районов Туркмении, судоходство.
Длина: Свыше 1000 км.
Особенности: Каракумский канал, легендарная стройка времён СССР, после распада Союза практически не финансировался. Ныне судоходство по нему затруднено, а орошение (по проекту — 300 тыс. га) повсеместно приводит к засолению почв.
Волго-Донской канал
Годы строительства: 1948-1952.
Цель: Транспортная: после открытия Москва приобрела статус порта пяти морей.
Длина 101 км.
Особенности: При строительстве использовался не только труд заключённых, но и тяжёлая строительная техника. В наши дни по каналу перевозится более 8 млн. тонн грузов в год.
Смотрите также:
- С русской помощью. Россия поможет Никарагуа в реализации «проекта века» →
- Собянин: реконструкция Гребного канала в Крылатском завершена →
- Собянин: ремонт Нагатинского моста будет завершен в 2017 году →