Оксана Дмитриева: Пенсия перестанет уходить в минус

Подробнее об этом «АиФ.ru» рассказала Оксана Дмитриева, первый зампред Комитета по бюджету и налогам ГосДумы:    
   

– Давно обсуждался вопрос: если есть право отказаться от накопительной части, то почему только частично? И новое решение — тот редкий случай, когда правительство движется в правильном направлении.

Речь идёт о том, что гражданам 1968 года рождения и младше будет предоставлено право выбора: сохранить накопительную часть пенсии или полностью перейти на страховую.

Предварительно обсуждалось, что выбор можно сделать в отношении 4 %, а 2 % принудительно сохранятся в накопительной части. Теперь предложение более рациональное: распространить выбор на все 6 % отчислений в пенсионный фонд из зарплат трудящихся. Либо 6 % вы оставляете в накопительной части, либо все 6 % переводите в страховую часть.

Какое решение для граждан выгоднее?

Дело в том, что обесценивание накопительной части пенсии шло гораздо более стремительно, чем страховой. Средневзвешенная доходность по пенсионным накоплениям во Внешэкономбанке (ВЭБ управляет накопительной частью пенсий от имени государства — В. Н.) составила 6,8 % за 7 лет. В управляющих компаниях (УК — В. Н.) чуть больше — 7,4 %, при среднегодовой инфляции 10 %. При этом среднегодовая индексация государством страховой части оставляла 15 %. Это означает, что страховая часть росла значительно быстрее, чем накопительная.

   
   

По страховой части пенсии правительство гарантирует индексацию как минимум на уровень инфляции. По накопительному элементу ничего не гарантируется, кроме неотрицательной доходности. Если частные компании или НПФ (Негосударственные пенсионный фонды — В. Н.) дают отрицательную доходность, то государство обеспечивает нулевую, то есть доплачивает до номинала. Но при этом сохраняется существенный риск полного обесценивания накоплений от инфляции.

Смогут ли те, кто откажется от накопительной части в пользу страховой, получить накопленное на руки? Решение по данному вопросу пока не принято и не обсуждается.

Суммы от ранее сформированной накопительной части пенсии сейчас находятся в ведении тех структур, которым граждане её доверили: либо в частной УК, либо в НПФ, либо в ВЭБе (у «молчунов»). На мой взгляд, у граждан должен быть выбор — забрать или оставить эти деньги там, потому что их принудительно заставили иметь накопительный элемент. За несколько лет эти деньги обесценились и будут обесцениваться дальше.

Раз государство признало, что накопительная пенсионная система провалилась, то надо дать право на перевод уже сформированных пенсионных накоплений в страховую часть с последующей переиндексацией. Тогда доходность этих сумм из 6,8 % перерастёт в 15 %, согласно правилам страховой части пенсии. Если человек выберет второй вариант — оставит все деньги у тех структур, у которых они сейчас находятся, то ему самому придётся нести все рыночные риски. Однако, повторяю, сейчас принимается решение только по будущим отчислениям на накопительную часть пенсии, по уже накопленным средствам пока никаких альтернативных вариантов нет.

Теперь — о смене пенсионной формулы по страховой части пенсии. Пока она формируется так: всю сумму взносов, которую вам начислили и которая ежегодно индексируется, делят на 228. Что изменится? Стаж и уплаченные взносы будут продолжать учитываться, только обратным счётом через систему баллов. По моему мнению, эта сложная схема неудачная и не совсем справедливая.

Но важно, что обязанность государства по индексации страховой части пенсии как минимум на уровень инфляции (как бы ни рассчитывалась эта часть) всё равно останется.

Можно ли получить накопительную часть пенсии на руки? Да. Но только в момент выхода на пенсию. Сейчас на пенсию выходят граждане с 1953 по 1958 годы рождения. Это первое поколение, у которого есть три года накопительного элемента — 2 %. Но, увы, эти деньги полностью обесценились. И, конечно, никто не хочет многие годы возиться с выплатой этой мизерной части накопительной пенсии. Поэтому им говорят: давайте мы вам её сразу отдадим — то, что осталось.

Подытожить хочу краткими выводами

Я считаю, что предоставление возможности гражданам полностью отказаться от накопительной части пенсии и перейти полностью на страховую — правильно. Я противник накопительной части, так как она обесценивается.

Но формула, по которой предлагается проводить расчёты пенсионных выплат, мне не нравится. Почему? Она запутанная. Создаются три схемы учёта: то, что было до 2002 года, с 2002 года до 2015 года и с 2015.

Эта формула лишает полной пенсии работающих пенсионеров, а также прекращает практику ежегодного перерасчёта пенсий работающих пенсионеров в сторону увеличения, в зависимости от уплаченных взносов.

Есть и ещё целый ряд существенных недостатков, против которых мы выступаем. Фактически, новая пенсионная формула предлагает косвенное увеличение пенсионного возраста, с чем согласиться нельзя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: