Заморозку тарифов можно считать вызовом компаниям, которым придётся «изыскивать внутренние резервы». Есть ли такие резервы? Безусловно, есть.
Карман монополиста
В 2012 г. выручка группы «Газпром» от продаж на внутреннем рынке составила 740 млрд руб., а прибыль от общих продаж группы - 1,36 трлн руб. Согласно планам, изложенным в её годовом отчёте за 2012 г., правление «Газпрома» заложило на 2014 г. «среднегодовое повышение оптовых цен на газ» на 15%, что принесло бы дополнительно 110 млрд руб. Потеря этих средств сократит прибыль «при прочих равных» на 9,7%.
Критично ли это для компании, прибыль которой составляет 2% ВВП страны и которая была самой прибыльной корпорацией мира по итогам 2011 г.? На мой взгляд, здесь вообще нет проблемы, особенно учитывая ситуацию, в которой находятся граждане и промышленность (реальные доходы населения в 2013 г. вырастут всего на 2-3%, а объём промпроизводства может даже сократиться).Сложнее ситуация в РЖД: тут при выручке в 2012 г. в 1,37 трлн руб. прибыль составила всего 67,4 млрд руб. Отказ от повышения тарифа может сделать компанию убыточной, особенно если учесть, что себестоимость продаж растёт на 7-9% в год. Финансисты РЖД оценили прямой ущерб в 75,1 млрд руб. Но нужно иметь в виду, что при общей заморозке тарифов и издержки - в том числе на топливо и электроэнергию - также сократятся, что способно компенсировать как минимум 40% предполагаемых потерь. Иначе говоря, последние не превзойдут 40 млрд руб., или 3% суммарной выручки. Таким образом, проблемы и тут незаметно. Зато В. Якунин сообщил, что в отсутствие пересчёта тарифа инвестпрограмма РЖД (на 2014 г. в размере 389 млрд руб.) сократится в 4 раза, и пообещал уволить более 60 тыс. сотрудников компании.
Понятно, что объяснение сокращения инвестиций (большая часть которых обеспечивается госдотациями и кредитами) на 300 млрд уменьшением выручки на 40 млрд - очевидное передёргивание.
Надо лучше работать
Что же касается сокращения кадров, то это можно только приветствовать: сегодня РЖД - одна из наименее эффективных железнодорожных компаний мира. Валовая выручка на одного работника составила в 2012 г. $32,4 тыс. на человека (у французской SNCF - $173 тыс., у немецкой Deutsche Bahn - $176 тыс.). В РЖД в 2012 г. работали почти 1,2 млн человек при протяжённости железнодорожной сети в 87,2 тыс. км.
Для сравнения: в Канаде на 46,5 тыс. км путей - 32 тыс. (!) работников. В «Газпроме» занято 417 тыс. человек - на 10% больше, чем в ExxonMobil, Chevron, Shell, BP, Repsol и ConocoPhillips, вместе взятых, чьи суммарные продажи в прошлом году превысили газпромовский показатель более чем в 5 раз. А уж если учесть, что В. Путин пообещал к 2020 г. создать в России 25 млн «новых высокопроизводительных рабочих мест», то в чём вообще проблема?На мой взгляд, решение о замораживании тарифов - единственно правильное в современных российских условиях. Россия - невиданно дорогая страна. Плацкартный билет на поезд Москва - Чебоксары, преодолевающий расстояние в 650 км за 12 час. 40 мин., стоит 2200 руб., тогда как билет на скоростной поезд Рим - Венеция (542 км, 3 час. 35 мин.) - 39 евро, то есть 1700 руб. (а доходы населения в России в 2,4 раза ниже итальянских).
Рост тарифов толкает вверх инфляцию, которая при отсут-ствии их повышений могла бы легко быть ограничена 2,8-3,5%. А это привело бы к снижению ставок по кредитам, росту инвестиционной активности и повышению производительности, которые с лихвой перекрыли бы все убытки мнополистов.
Тенденции развития современной мировой экономики показывают: самые быстрорастущие отрасли - те, где компании выживают в условиях постоянного снижения цен при растущем качестве товара. Поэтому не надо плакать по РЖД и «Газпрому». Нужно создавать в стране нормальный механизм конкуренции, обеспечивающий рост эффективности и спрос на новые технологии. А ограничение тарифов - первый реальный шаг к его формированию.
Стоп, цены!
Неужели и правда удастся уговорить тех, кто «стрижёт» колоссальные прибыли, отказаться от гарантированного дохода, получаемого за счёт нас с вами?
Коммунальные тарифы, рост которых хотят ограничить власти, - это цена на газ и передачу электроэнергии (затрагиваются интересы «Газпрома» и Россетей). Собственно это те показатели, которые устанавливаются на федеральном уровне на всю страну государственной тарифной комиссией.
Стоимость того же газа росла темпами, намного опережающими инфляцию, - только в этом году стоимость голубого топлива выросла на 15% (см. в графике, как это повлияло на все коммунальные платежи). Но тормозить жадность монополистов на год может оказаться себе дороже. Уже идут разговоры о том, чтобы в итоге доплатить компаниям урезанные прибыли из бюджета, - есть оценки, что это обойдётся ему в 400 млрд рублей.