На прошлой неделе президент В. Путин представил своё Послание о бюджетной политике в 2014-2016 гг.
О чём не сказано
В нынешнем Послании сочетаются объективный (и даже критичный) взгляд на реальное положение дел и относительно оптимистические прогнозы на будущее. Президент признал, что бюджет не удалось сбалансировать даже при высокой цене на нефть в 2012 г., а доля нефтегазовых доходов достигла 46,1%.
Было отмечено, что ситуация в мировой экономике не даёт основания надеяться на дальнейший рост цен на нефть, а экспорт демонстрирует стагнацию (Путин отметил его рост на 1,7% в 2012 г., но умолчал о снижении на 4,8% в I квартале 2013 г.). В то же время президент снова повторил тезис о необходимости выполнения указов от 7 мая 2012 г., несмотря на то что их реализация потребует огромных расходов. Такое впечатление, что их реальную сумму не выносят на публику.В Послании ставится задача перейти на трёхлетнее планирование бюджетов регионов. Однако, с тех пор как в 2007 г. таким образом стали составлять федеральный бюджет, не было ни одного случая, когда бы он не пересматривался в течение текущего года, не говоря уже о трёхлетнем периоде. Например, в 2009 г. доходы планировались в сумме 10,9 трлн руб., а фактический сбор составил всего 7,3 трлн. Исходя из этого, было бы правильнее отказаться от трёхлетней перспективы. И особенно чуждым выглядит на этом фоне поручение президента правительству «в трёхмесячный срок завершить разработку бюджетной стратегии РФ на период до 2030 г.».
Стройки или зарплаты?
Президент сделал акцент на инвестициях и инфраструктурных проектах. Однако я сомневаюсь, что вложение бюджетных средств в инфраструктуру способно дать серьёзный экономический эффект. Ни для кого не секрет, что именно в этой сфере происходит наибольший перерасход средств и присутствует наибольшая коррупционная составляющая. Более того, сегодня такие проекты всё чаще реализуются с привлечением иностранных партнёров (начиная со строительства АТЭС и Олимпиады-2014, где большая часть рабочих мест создавалась для гастарбайтеров, и кончая строительством московского метро, в котором будут задействованы минские и бакинские метростроевцы). И часть средств будет попросту выводиться из страны. Для обеспечения экономического роста правильнее повышать пенсии и доходы граждан. Наша экономика страдает не от недостатка рабочих мест, которые могут создать большие стройки, а от бюрократического давления на бизнес и ограниченного спроса.
Президент крайне скупо высказался относительно регионов. Между тем в 2012 г. в России было лишь 11 регионов-доноров; бюджеты остальных дефицитны. Указы от 7 мая 2012 г. передают на региональный уровень новые обязательства, но в то же время не содержат механизма повышения их доходов. От новых предприятий местные бюджеты начинают получать прибыль лишь на 6-9-й год с момента начала их деятельности.
По итогам 2012 г. почти в 40 регионах долги бюджетов превышали 50% их доходной части. Трансферты регионам были третьей по размеру статьёй расходов госбюджета. Давно пришло время провести реформы для изменения этой ситуации.Наконец, нельзя не заметить, что в бюджетном послании ничего не говорится ни о предполагаемом курсе рубля к доллару, ни о ценах на нефть. Это может означать новое «веяние» в правительственной политике: управляемое снижение курса в случае падения цен на нефть. Если брать в качестве примера 2012 г., окажется, что снижение цены нефти на 1 доллар за баррель лишает федеральный бюджет 55 млрд руб., тогда как повышение курса доллара на 1 руб. добавляет в него около 170 млрд руб. (за счёт того, что экспортные пошлины устанавливаются в долларах). Соответственно, если президент даёт понять, что курс и нефтяные цены «вынесены за рамки» бюджетного процесса, стоит предположить, что они будут «взаимно балансироваться».
Общее впечатление от бюджетного послания такое: оно создаёт иллюзию стабильности, хотя от настоящей устойчивости бюджета мы уходим всё дальше и дальше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции