Почтовый коллапс. Сможет ли Минкомсвязь улучшить работу «Почты России»?

Недавний коллапс, связанный с тем, что на таможенных постах и в аэропортах скопилось несколько сотен тонн посылок с международной почтой, пожалуй, стал переломным моментом в вопросе о реформировании «Почты России».    
   

В ближайшие три месяца предприятие должно быть передано в подчинение Минкомсвязи, такое распоряжение дало российское правительство.

С инициативой отдать «Почту России» в ведение Минкомсвязи выступило само ведомство, мотивируя своё предложение неэффективностью работы организации. «Мы сразу объявили о том, что «Почта» – это один из наших стратегических приоритетов, поэтому мы считаем правильным и необходимым перевести её в прямое подчинение», – заявила директор Департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи Екатерина Осадчая. А глава ведомства Николай Никифоров обещал, что модернизация «Почты России» позволит доставлять корреспонденцию по стране не более чем за неделю. Кроме того, министерство хочет штрафовать почтовиков за потерю посылок или затянувшуюся доставку.

Палка о двух концах

Вопрос реформирования «Почты России» обсуждается достаточно давно – ранее предприятие самостоятельно подготовило программу модернизации, предусматривающую расходы в 148 миллиардов рублей. Однако чиновники из Минкомсвязи не поддержали этот проект, объяснив своё решение слишком завышенными статьями расходов. В свою очередь министерство разработало финансовую модель «Почты», предусматривающую приватизацию логистического бизнеса. Но компания не пошла на уступки и отказалась от предложенного сценария, резко раскритиковав его.

По словам источников, в принципе, Минкомсвязь готова выделить бюджетные деньги на финансирование «Почты России», но только при условии смены руководства. Но в Россвязи, которой ранее принадлежало предприятие, считают, что перемены в составе менеджмента ничего не изменят. Более того, по словам некоторых экспертов, слухи об отставке руководства могут ухудшить обстановку в самом ФГУПе. «Мы никогда не относились к руководителю «Почты» нежно. Но сегодня смена руководства не даст ничего хорошего. Вместо того чтобы выполнять поручения президента, мы будем заниматься чисто организационными вещами», – заявлял журналистам председатель Профсоюза работников связи Анатолий Назейкин.

Минкомсвязь переделает «Почту»

«Почта России» является объектом критики не только со стороны потребителей, но и со стороны правительства: по официальным данным Минкомсвязи, в настоящее время около 20 % отправленной корреспонденции не доходит до адресата. А если судить по регулярным жалобам потребителей, количество страдающих от задержек посылок куда больше. В ведомстве считают, что переподчинение ФГУПа благоприятно отразится на его работе, поскольку можно будет напрямую общаться с руководством для рассмотрения эффективных решений по реформированию предприятия.

Помимо основных услуг по доставке корреспонденции, посылок и экспресс-почты, отделения «Почты России» занимаются приёмом коммунальных и кредитных платежей, выплатой пенсий и пособий, розничной торговлей. На территории РФ насчитывается более 42 тысяч почтовых отделений, в которых работают около 380 тысяч сотрудников. Контролировать столь масштабную организацию достаточно сложно, скорее всего, Минкомсвязи придётся создавать отдельный департамент по работе с почтовыми вопросами.

Член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин высказал мнение, что «Почта России» действительно нуждается в реформировании. «Доставка корреспонденции происходит не вовремя, существуют постоянные проблемы с таможней, где всё это зависает мёртвых грузом, а получатели по несколько месяцев ждут свои посылки», – заявил депутат в интервью АиФ.ru.    
   

Деньгин рассказал, что в настоящее время в его комитете идёт активное обсуждение вопроса «Почты», и выразил надежду, что в скором будущем совместно с руководством предприятия будут предложены новые инициативы. Для того чтобы организация не уступала иностранным конкурентам, её нужно сделать более современной, информатизированной и удобной, считает эксперт. Говорить о полном реформировании предприятия пока рано, но уже через год большую часть наиболее острых проблем планируется урегулировать, отмечает Деньгин.

Что касается перехода «Почты России» под контроль Минкомсвязи, этот переход, по мнению депутата, будет положительным. «Минкомсвязь сейчас идёт в ногу со всеми современными инновационными этапами развития, благодаря этому «Почта» приобретёт новый формат, предпримет новомодные шаги в отношении клиентов», – надеется Деньгин.