Кто и что на самом деле выиграет от этого объединения? Кому улыбается перспектива стать столичными жителями, а кому уготована участь стать «настоящими провинциалами»?
«Рука дружбы»
ЕСЛИ учесть, что инициатором этого объединения выступает отнюдь не область, сразу становится понятно, «кому выгодно». Где была Москва ещё какой-нибудь десяток-другой лет назад? Когда в столицу из области ходили электрички, прозванные в народе «колбасными». Когда купить что-то стоящее можно было только в столице, а получить там работу считалось просто за счастье. Да что далеко ходить: ещё в 2000 г. 27,5% жителей области - практически треть населения! - жили за чертой бедности. А доходная часть бюджета региона составляла всего 19 млрд. руб. Где была тогда эта «рука дружбы», которую сегодня предлагают инициаторы объединения? Сильному городу не нужен был регион-середнячок, у которого проблем имелось больше, чем достижений.
Но с тех пор изменилось многое. И Подмосковье теперь не надо вытаскивать за уши. В области уже на протяжении нескольких лет идёт стабильный прирост бюджета - до 40% ежегодно. А его объём в этом году составит более 350 млрд. руб. За 8 лет численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась до 10,6%, то есть почти в три раза по сравнению с 2000 г. По отдельным показателям Подмосковье уже не первый год впереди Москвы. Например, по жилищному строительству. В 2007-м в области было введено в строй 7586,6 тысячи м2 жилья, или 1,2 м2 на одного жителя. Москва за это время осилила лишь 4827,7 тысячи «квадратов» - по 0,5 м на человека. Для сравнения: в том самом 2000-м, очень тяжёлом для Московской области году, на каждого жителя пришлось по 0,4 м2 жилой площади новостроек.
Сегодня и инвесторы предпочитают столице область. Так, по объёму привлечённых в основной капитал инвестиций (опять же в пересчёте на одного жителя) подмосковный регион закончил 2007 г. с показателем 28 тыс. руб., Москва - 23,7 тысячи. А рост реальной среднемесячной заработной платы в области составил 123,6%, в то время как в столице - 117,9%.
Плюс практически каждый подмосковный город сегодня хорошо «упакован» социально. Только за последний год в области появилось 11 новых детских садов, 12 школ, 4 современные поликлиники на 500 посещений в смену каждая, 17 стадионов, 5 бассейнов. И это - стабильный ежегодный показатель. Конечно, почему бы теперь и не присоединить Подмосковье к Москве?
Социальное урезание
ПЛАН красив: ближний подмосковный пояс забрать в Москву, дальний - раздать соседним областям. Давайте представим обратную ситуацию. Положим, это область решила бы интегрировать Москву. И по этому поводу выступила с предложением: то, что в пределах Садового кольца, пусть остаётся в столице, а всё остальное будет считаться Подмосковьем. Да жители всего остального на раз подняли бы бунт и снесли пол-Москвы вместе с мэрией! А в области при аналогичной ситуации, думаете, не будет социального взрыва? Положим, Луховицы - отнюдь не самое богатое подмосковное муниципальное образование. Но уж во всяком случае благополучней любого равнозначного города в Рязанской области, куда, согласно предлагаемому московскими градоначальниками плану, Луховицы должны будут отойти.
Сторонники убеждают: подмосковные районы, которые отойдут другим областям, позитивно повлияют на их экономическое развитие. Конечно, повлияют. Только в какую сторону? Вот Клин окажется в Тверской области, а Ступино - в Тульской. Реформаторам при этом плевать, что бюджеты этих подмосковных районов равны половине бюджетов областей, куда они вольются. Но ведь социальные учреждения любого района обслуживают именно бюджеты. Причём, какими бы успешными ни были Клин или Ступино, «социалку» им испокон веку помогает решать область. А теперь - внимание! К Тверской и Тульской областям присоединяются районы c уже сформированной годами сетью социальной инфраструктуры. И что, Тверская и Тульская области смогут вкладывать в неё столько же, сколько вкладывала Московская? Скорее всего, «социалку» попросту придётся сократить, подогнать под финансовые возможности региона. На каждое крупное муниципальное образование Тверской области приходится около 0,74 млрд. руб. в год. А один подмосковный Клинский район за то же время имел бюджет более 3 миллиардов. Как долго после того, как Клин отдадут Твери, руководство области будет терпеть финансовый перекос? Через сколько месяцев у него возникнет гениальная идея «отобрать и поделить»? А уменьшить бюджет тому же Клину - значит обречь на постоянную борьбу за выживание всю его социальную инфраструктуру: больницы, школы, спортивные объекты и т. д.
Ещё один московский аргумент в пользу объединения: жителям области негде работать. Поэтому они едут в Москву. А что, в Москве разве регулярно открываются новые производства? Там лишний дом воткнуть негде, не говоря уже о фабриках и заводах! В прошлом году общеэкономический оборот в Подмосковье вырос на 47% и превысил 3760 млрд. руб. Рост промышленного производства составил 113,4% (в Москве - 111,5%), что на 7% выше среднероссийских показателей. Но столица живёт исключительно за счёт финансовых структур и регистрации головных компаний газо- и нефтедобывающей отрасли. Это офисный центр, который ничего не производит. Московская же область изначально развивалась как промышленный регион. Здесь нет фондовых бирж и офисов энергетических монополистов. Из 3400 тыс. трудоспособного подмосковного населения примерно 2700 тыс. работают там же, где и живут. Только в 2007 г. численность работающих на предприятиях и в организациях области выросла более чем на 100 тыс. чел. Столичные жители активно мигрируют в Подмосковье, где дешевле жильё, лучше экология и можно найти неплохую работу.
Инфраструктурная приманка?
А ВСЕ обещания устроить жителям области - будущим москвичам - райскую жизнь со столичной инфраструктурой… В Подмосковье, как уже упоминали, лишь 10,6% сегодня живут за чертой бедности. А в Москве таких - 12,6%.
Есть у Москвы такой город-спутник - Зеленоград. Кусочек столицы, находящийся за МКАД, жители которого (как и химчане) вечерами добираются в переполненных электричках и тащатся в столь же набитых автобусах по Ленинградскому шоссе. Ну и где она, хвалёная столичная инфраструктура?
А в том, что жители Подмосковья останутся для московских властей чужими, можно даже не сомневаться. Это чётко прослеживается уже на самом начальном этапе идеи объединения. Ведь всю область реформаторы к столице присоединять не хотят. Они ведут речь только о городах, доходы которых составляют две трети областного бюджета. А средняя заработная плата либо равна московской и составляет 25-27 тыс. руб., как в Химках, Красногорске, Одинцове, Мытищах, Люберцах, Видном, либо даже превышает её, как в Лобне, где этот показатель уже преодолел 32-тысячный порог. В удалённых районах, конечно, зарплаты поменьше. Так ведь удалённые районы столице и не нужны!
Столичным градоначальникам не надобны и далёкие сельскохозяйственные районы, в которые нужно вкладывать деньги. Им требуются близлежащие территории, на которых можно строить. Но… Коренные москвичи, привыкшие к определённому укладу жизни, вряд ли толпами рванут из центра на периферию. К тому же не такой уж и значительный прирост коренного населения ежегодно происходит в Москве. Кому же становится так тесно в пределах МКАД, что двум регионам надо срочно объединяться?
Конечно, два региона-соседа должны взаимодействовать. Без ссор и споров. Если Москва хочет в область, может быть, ей снять с себя статус субъекта РФ и стать ещё одним, 81-м городским поселением Подмосковья? Ведь играть надо по правилам хозяев…
Смотрите также:
- Большой Подольск родился. На карте Подмосковья появился новый муниципалитет →
- Проснуться москвичом. Кто выиграет от слияния столицы и области? →
- Почему Московская область боится объединения с Москвой? →