Астраханской рыбалке конец?

Теперь законопослушные рыбаки вынуждены платить штрафы даже за то, что в лодке нет правил рыболовства. Это всё равно, что штрафовать велосипедиста за отсутствие при себе правил дорожного движения, считают эксперты. Говорят, под горячую руку могут попасть и туристы, которых в Астрахань привлекает именно рыбная ловля.

   
   

Штраф за вышеназванное нарушение, отсутствие правил – 15 тыс. рублей (притом, что месячный доход рыбака в среднем 12–14 тыс. в месяц). К рыбакам, по их мнению, чиновники придираются по каждой мелочи. В результате люди вынуждены платить огромные по местным меркам штрафы, а их семьи попросту голодают. В отчаянии рыбаки даже начали одиночное пикетирование здания Волго-Каспийского территориального управления (ВКТУ) Федерального агентства по рыболовству и собирают подписи за отставку главы управления Геннадия Судакова. Инициативная группа рыбаков уже направила своё обращение в Следственный комитет РФ, чтобы добиться проверки правомочности действий ВКТУ.

Что заработал – то и отдал

Конфликт между жителями Астраханской области и руководством ВКТУ Росрыболовства начался прошлой осенью, когда управление ввело новые «правила игры». Согласно им, рядовой рыбак, работающий легально, был приравнен по статусу к капитану рыболовецкого судна. Поэтому при отсутствии документов, необходимых для вылова рыбы в промышленных масштабах (они раньше не требовались, если ловля шла с небольшой рыбацкой лодки), рыбаки вынуждены платить штрафы, соизмеримые с их месячным заработком.

Поводом, который привёл к противостоянию между чиновниками и рыбаками, стали новые правила, а точнее, их новая трактовка. Последний официальный документ, «Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», был принят 4 года назад. «Вся рыболовецкая отрасль региона, в том числе Астраханская область, жила по этим правилам и успешно функционировала, – говорит Александр Николаев, представитель инициативной группы астраханских рыбаков. – Это продолжалось вплоть до прихода в прошлом году на должность главы ВКТУ Геннадия Судакова. Фактически правила он не изменял, но трактуются они теперь по-новому. Рядовой рыбак, приравненный к капитану рыболовецкого судна – это уже не физическое лицо, на которое накладывается штраф за нарушение в 1 тыс. рублей, как установлено Кодексом об административных правонарушениях. Теперь это должностное лицо, а значит, сумма штрафа достигает 15 тыс. рублей, что превышает месячный заработок рыбака.

Новая инициатива управления делает работу невозможной, более того, создаёт дополнительный коррупционный канал. Потому что честные рыбаки вынуждены прекращать ловить рыбу, а в это время браконьеры продолжают вольготно себя чувствовать на реке. Мы выступаем за сохранение разрешительной документации, но в разумных пределах. Рыбаки должны платить штрафы, если они нарушают те или иные правила, превышают квоты на вылов рыбы и прочее, но наказание должно быть адекватным. Мы же ничего не нарушали. Абсолютно непонятно, на каком основании нас переквалифицировали в должностных лиц. Объяснить нам этого не может никто».

«Было бы странно сравнивать способность к вылову рыбы обычным жителем области, который ловит с деревянной лодки, с масштабами рыболовецкого судна, – удивлена Елена Пономарёва, д. б. н., зав. отделом водных биологических ресурсов бассейнов южных морей Южного научного центра РАН. – Это всё равно, что сравнивать сбор урожая картофеля обычным крестьянином и комбайном. Поэтому и штрафы за возможные нарушения должны быть дифференцированы, они не должны быть сопоставимы с ежемесячным доходом. Иначе ситуация будет асоциальной и абсурдной: сколько заработал – столько и отдал. Отдельный рыбак, который занимается легальным выловом, не наносит урона биоресурсам. Его деятельность весьма прозрачна: он ловит в одном и том же месте, которое указано в его разрешении, за ним закреплены определённые квоты. Кроме того, скорее всего, он работает в рыбацком объединении, сдаёт улов на пункт учёта – так что количество выловленной им рыбы под контролем».

 

Фото: www.globallookpress.com    
   

Не инициаторы, а исполнители?

Многие рыбаки, которые не хотят мириться с нищетой из-за незаконных поборов со стороны инспекторов Росрыболовства, подают на них в суд. В окружных судах Астраханской области уже есть тысячи решений, вынесенных в отношении простых жителей области, о признании поборов незаконными, и рыбаки восстанавливаются в своих правах как физические лица.

«Мы все выступаем за сохранность наших водных ресурсов, за соблюдение правил и требований, но мы также выступаем и за здравый смысл на пути исполнения законов, – говорит Олег Григорьев, руководитель агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области. – Тысячи астраханских рыбаков хотят нормально и законно работать, чтобы иметь возможность содержать семьи и не дать умереть рыбной отрасли в регионе. Кроме того, нужно помнить и то, что если рыбаки уйдут из промысла из-за абсурдности исполнения законов, то экономическая ситуация ряда районов Астраханской области также будет под угрозой. Речь идёт о тех районах, налоговая база которых сильно зависит от рыбодобычи и переработки. Мы очень надеемся, что нас наконец-то услышат в Росрыболовстве, и требования, которые были выдвинуты рыбакам осенью 2012 года, будут всё-таки пересмотрены».

Сам Геннадий Судаков, глава Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, так прокомментировал ситуацию: «Если вы прочитаете федеральный закон, то поймёте, что все эти обвинения напрасны. Мы разрешений не вводили. Всё это вводится федеральными законами, мы лишь их исполняем. Если вы хотите, чтобы в федеральный закон внесли изменения, то этим занимается Госдума и Правительство России, но никак не руководитель Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства».

В итоге, пока идёт спор, большинство законопослушных рыбаков, работающих легально, вынуждены покинуть рыбный промысел, остались «работать» лишь браконьеры, штрафовать которых за неисполнение правил невозможно, поскольку правил для них не существует. Эксперты области отмечают, что если браконьерство будет продолжаться в таком же объёме, то через 2 года рыбные запасы Волги критически сократятся.