«Аэрофлот»: два миллиона золотом - в небо

Рассматривая авиацию как одну из важнейших отраслей хозяйства, Совет труда и обороны СССР 9 февраля 1923 г. принимает два постановления: «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Это было, так сказать, декларацией о намерениях. Далее требовался практический шаг. 

   
   

И вот 17 марта 1923 г. учреждается Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота «Добролёт» (идеолог развития отечественной авиации Лев Троцкий считал, что на одном энтузиазме небо не покорить).

Обществу отводилась стратегическая роль творца авиационной мощи страны, крупнейшего авиаперевозчика и авиастроителя. Его уставный капитал составил 2 млн рублей золотом. Всем гражданам предлагалось заработать на успехах «Добролёта». А те организации, которые приобретали акции на 25 тыс. золотых рублей, получали право «по собственному разумению пользовать» построенный на эти деньги самолёт.

«Добролёт» получил поддерж­ку не только золотом. Фирменный стиль и рекламную стратегию (как это называется теперь) ему разработал один из ярких представителей русского авангарда - Александр Родченко. Вплоть до 30-х символом «Добролёта» был… германский «Юнкерс». Да, своих самолётов тогда ещё не построили, и именно из этих машин начинал формироваться наш авиапарк. Родченко часто работал в дуэте с Маяковским. Их рекламные кампании нам, сегодняшним, могут показаться чрезмерно агрессивными, однако во многом благодаря этому основной капитал «Добролёта» вырос за год до 5 млн рублей.

Немного позже подобные общества были созданы в других частях страны: «Укрвоздухпуть» - на Украине и «Закавиа» - в Закавказье. А в декабре 1929 г. появилось единое общество «Добролёт СССР».

Потом были ещё преобразования, и 25 февраля 1932 г. создано Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме СССР. Ровно через месяц оно получило имя «Аэрофлот», дожившее до наших дней. Одновременно были утверждены флаг гражданской авиации, форменная одежда и знаки различия персонала.

Смотрите также: