На нашем рынке мигрантов работают те, у кого ниже требования к жизни

Сегодня метём мы, завтра наймем вас? Фото: Валерия Христофорова

«Мы вступили в мировое соревнование за мигрантов. Уже никто не говорит, что они нам не нужны, вопрос в том, откуда мы их получим, - рассказал на прошлой неделе Гаджимет САФАРАЛИЕВ, председатель Комитета Госдумы по делам национальностей. - Ещё лет 10 назад в Москве было много приезжих из Украины, Белоруссии, Молдавии. А сегодня в основном едут из Таджикистана и Узбекистана. Что с этим делать? Выбирать, кого привлекать!»

   
   

Но возможно ли это? И что нас ждёт, если всё пустить на самотёк? Завтра мести улицы будем мы, а вчерашние гастарбайтеры станут нашими работодателями? Ведь, по данным Департамента труда и занятости населения Москвы, доля квалифицированной иностранной рабочей силы на столичном рынке труда увеличилась с 46,7% в прошлом году до 64,6 в текущем.

Из пастухов - в парикмахеры

«На самом деле москвичи уже давно встречаются с мигрантами на каждом шагу - и это не только дворники и строители, - считает Жанна Зайончковская, глава лаборатории миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, председатель исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии. - 90% водителей общественного транспорта Москвы - мигранты, приезжие из Смоленской, Владимирской, Ярославской областей. Среди младшего персонала больниц много приезжих как из других регионов России, так и из бывших республик СССР. По моим подсчётам, в Москве до 20% работающих - это мигранты».

Но как же получается, что нас вытесняют из разных сфер деятельности? По закону же «О занятости РФ», прежде чем пригласить на освободившееся место трудового мигранта, работодатель обязан через Федеральную службу по труду и занятости предложить вакансию местным. Но, если занизить уровень зар­плат и обойтись без соцпакета, москвичи не заинтересуются. И тогда никто не помешает взять работников, готовых вкалывать за меньшие деньги, в худших условиях и не качать при этом права. А про качество оказываемых ими услуг никто в таком случае не думает.

К сожалению, за примерами далеко ходить не надо. Одна из историй приключилась со мной буквально на днях. Решила разведать обстановку в только что открывшейся в нашем доме парикмахерской - признаюсь, привлекли демократичные цены. Оказалось, что там работают ребята из Таджикистана, едва умеющие держать ножницы, в чём они практически сразу признались, когда криво подстригли чёлку. Я спросила, давно ли они здесь, оказалось - ещё летом были... пастухами. Ещё пример: в супермаркете на соседней улице к менеджерам торгового зала в случае конфликтных ситуаций давно не обращаются за помощью - всё равно они ничего не понимают, потому что очень плохо говорят по-русски. И таких «специалистов» сегодня можно встретить и в ресторанах, и в клиниках.

 

   
   

 

Между тем доходы некоторых мигрантов давно уже не такие скромные, как мы думаем, и могли бы быть вполне привлекательными для москвичей. Но, выбившись в люди, приезжие начинают нанимать земляков. Так, Департамент труда и занятости обнародовал сведения о том, какие иностранные специалисты работают в Москве и сколько получают. Зарплаты некоторых менеджеров могут превышать... миллион рублей, а представительство одного китайского банка искало главу офиса (разумеется, своего соотечественника) и предлагало 6 млн руб. в месяц. Но и доходы трудяг впечатляют. Например, дворников столичные управляющие компании готовы были брать за 25 тыс. руб., а уборщиков - за 15 тыс. Правда, большой вопрос: получали ли работники на самом деле эти деньги или они оставались у сотрудников ДЕЗов? В нескольких столичных ТСЖ «АиФ» затруднились сказать, сколько хотя бы в среднем получают на руки приезжие рабочие.

Вместо таджиков - филиппинцы?

«Миграцией нужно строго управлять, а у нас с этим дело обстоит неважно, - уверен Юрий Рощин, завкафедрой управления миграционными процессами Института государственного управления и права. - В Германии, Великобритании, США проводят отбор мигрантов, а у нас там, где можно было взять одного рабочего на экскаваторе, предпочитают десяток неквалифицированных гастарбайтеров с первобытными орудиями труда. Даже близкие нам по духу украинцы и белорусы уже предпочитают ехать в Европу, а не в Москву».

Рынок мигрантов конкурент­ный, подтверждают многие эксперты. А раз так, то нам достаются те, у кого требования к качеству своей жизни ниже, и те, кто не собирается перенимать наши традиции и интересоваться нашей культурой. Их задача - заработать на кусок хлеба, а если жизнь наладится - перетащить сюда семью и земляков.

«Скажу больше. Ресурс таджиков и узбеков будет исчерпан лет через 10. И нам достанутся пакистанцы, китайцы и филиппинцы, но не европейцы», - предсказывает Гаджимет Сафаралиев.

Неужели ничего нельзя сделать? «Наше трудовое законодательство самое либеральное в мире, - объясняет источник «АиФ» в столичном Департаменте труда и занятости. - Мы знаем, как защитить наш рынок - возложить ответственность на работодателя, не важно, кто он - физическое лицо или юридическое. Компании, если мечтают об иностранном специалисте, должны иметь квоты, физические лица - патенты. Да, сегодня их покупают те, кто устраивается на работу к физлицу. Но, если бы было наоборот, учёт мигрантов было бы вести легче. Сейчас же можно только догадываться, сколько иностранных граждан на самом деле у нас трудится».

Между тем, по мнению экспертов, сегодня - уникальное время. Москва увеличила свои территории, есть грандиозные проекты строительства, а это тысячи рабочих мест. Но вопрос в том, кто их займёт.

Смотрите также: