Весной разгорелся скандал из-за того, что в почтовых отделениях обосновались конторы, которые выдают небольшие кредиты под очень большие проценты. Почта тогда обращалась во все инстанции, чтобы в законном порядке ограничить аппетиты этих кредиторов, но безуспешно. Изменилось ли что-то с тех пор?
Ольга Н. Ростов-на-Дону
С кредитными организациями Почта России работает уже много лет. В области выдачи кредитов Почта давно сотрудничает с банками, выступая в качестве агента. Такое решение позволяет повысить доступность финансовых услуг для жителей отдаленных районов и небольших населенных пунктов, где не развиты банковские сети.
С конца 2011 года на почте появились продукты микрофинансовых организаций, которые стали работать с федеральным почтовым оператором по той же схеме, что и банки.
МФО выдают не кредиты, а займы. Проценты по ним не устанавливаются, а в договоре между компанией и клиентом фиксируется сумма к возврату, которая гасится единоразово в конце срока. Микрофинансовые компании самостоятельно определяют сумму, которую можно выдать, и сумму, которую нужно вернуть в конце срока договора займа. Почта в качестве агента осуществляет только прием заявок от клиентов и выдачу почтового перевода по поручению компании-партнера.
Стоимость займов, которые выдают микрофинансовые организации, очень высока. С учетом своей социальной функции и с целью защитить интересы своих клиентов еще весной 2012 года Почта России предложила ввести ограничения по доходности минизаймов, выдаваемых через почтовые отделения. Самостоятельно предприятие не может отказать микрофинансовым организациям в услугах только из-за того, что стоимость их продуктов очень высока для потребителя. Для этого на сегодняшний день нет правовых оснований, без которых Почта будет признана нарушителем антимонопольного законодательства.
Федеральная антимонопольная служба запретила Почте России самостоятельно устанавливать ограничительные критерии для микрофинансовых организаций. По оценке ФАС, федеральный почтовый оператор обязан предоставлять услугу денежного перевода — ключевую с точки зрения взаимодействия МФО со своими клиентами, – всем микрофинансовым организациям независимо от стоимости их минизаймов.
Поэтому предприятие выступило с инициативой создать рабочую группу, чтобы найти решение, приемлемое для всех заинтересованных сторон.
Смотрите также:
- Кредиты против посылок. «Почта России» планирует создать банк-дискаунтер →
- Реальной экономике нужен сильный партнёр →
- НРБ открывает филиал в Новосибирске →