Клюёт, но не у нас. Проблемы российской рыбной индустрии

«Виной тому целый комплекс нерешённых проблем, - рассказывает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов. - 70% нашего «рыбного урожая» уходит прямо с крючка - сразу после вылова отправляется за рубеж. В «серой зоне», не являющейся, по сути, территорией РФ, наши рыбаки избегают налогов, бюрократической волокиты и пр. Продавать рыбу в Японию, Южную Корею, Китай и Северную Корею им гораздо выгоднее, чем перерабатывать и отправлять «среднерусскому потребителю»! Но не стоит упрекать рыбаков в отсутствии патриотизма: им установили такие квоты на вылов рыбы, что, если их соблюдать, можно разориться. Когда на Дальнем Востоке начинается сезон лова, никто из отечественных банкиров наш рыболовецкий флот не кредитует. Для них это слишком рискованно: посудины-то все проржавели. Наш траулер замораживает в среднем 50 тонн рыбы в сутки, а норвежский - до 1000 тонн! При этом капитанам нужно экипаж нанимать - вот они и «отдаются» зарубежным инвесторам. Тех «раздолбанность» наших траулеров не страшит. А отдался - будь любезен, отдавай и улов».    
   

Миллионы - Китаю

Ещё одна причина, по которой наш улов уходит за границу, - отсутствие перерабатывающих мощностей. «Поэтому из России вывозится просто рыба - свежая или охлаждённая, - то есть фактически сырьё. А обратно завозятся рыбопродукты с высокой добавленной стоимостью», - говорит Владимир Кашин, зам­пред Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В Китае наш улов перерабатывают и продают российским же компаниям по завышенным ценам. По оценкам аналитиков торговой системы Agroru.com, на этом отрасль ежегодно теряет сотни миллионов долларов.

Фото www.russianlook.com

Почему наша морская и океаническая рыба не доплывает до наших же прилавков? С развалом Советского Союза рассыпался отлаженный механизм её перевозки с Дальнего Востока в среднюю полосу страны. А из-за того, что в перерабатывающей промышленности используются устаревшие технологии, отечественные рыбопродукты имеют совершенно нетоварный вид. Окисленная, скрюченная - конкурировать с глянцевыми «норвежками» такой рыбе нелегко.

Рыбья биржа

Перспективы отрасли туманны. «Не надо строить иллюзий, что вступление в ВТО поможет нашей рыбохозяйст­венной отрасли как-то свободнее вздохнуть, - предупреждает Владимир Кашин. - У неё на пути возникнет жёсткая система, которая будет ставить только препоны, за исключением тех случаев, когда это будет выгодно нашим конкурентам».

«Чтобы добавить рынку прозрачности и снизить цены на рыбу, нужно открыть «рыбные биржи» - уже несколько лет это обещают сделать в Калинин­граде, Мурманске, Владивостоке, но всё никак, - говорит Георгий Мартынов. - Второй шаг - необходимо поднять закупочную стоимость для отечественных рыбаков-добытчиков: они сдают рыбу по 13-15 руб. за кг, а потребителям она продаётся по 120-180 руб. за кг! Магазины нужно ограничивать в торговой накрутке, а рыбаков, наоборот, заинтересовывать! Ну и наконец, необходимо качест­венно обновить российский рыболовецкий флот, который пока флотом назвать трудно».

   
   

Смотрите также: