Кто дирижёр?
Из выступлений В. Путина в последние месяцы легко выделить три главных ориентира: к 2020 г. — создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, а к 2018 г. — в полтора раза повысить производительность труда и в 1,3 раза увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в ВВП.
Рабочие места действительно нужны не только для гостей с юга. И по производительности труда пора бы перестать позориться (она в среднем раза в 4 меньше, чем в США). И про наукоёмкость всё правильно — есть ещё в стране головы, которые могут работать, если, конечно, платить не только за изобретение хитроумных схем по перекачке денег из бюджета на заграничные счета. Но при попытке уяснить, как достичь заявленного, вырисовывается пока лишь оборонка. Ей обещаны крупные бюджетные деньги на развитие. Однако вряд ли даже правительственные экономисты после предвыборного угара будут всерьёз утверждать, что оборонка может стать неким «локомотивом развития». Что именно там будут созданы 25 млн рабочих мест и повысится производительность труда.
И вот на днях стали вырисовываться два основных предложения, как исполнить заветы В. Путина. Первое изложил Дмитрий Белоусов, брат нового главы Минэкономразвития Андрея Белоусова и ведущий эксперт Центра макроэкономического развития, основанного теперешним министром. Это предложение сводится к тому, что принято называть дирижистской политикой, — когда государство вручную рулит отраслями и предприятиями, тратя на это деньги налогоплательщиков. Предлагается сконцентрировать усилия в шести приоритетных направлениях: энергетике; транспорте, включая инфраструктурное строительство; оборонке; сельском хозяйстве; строительстве жилья; медицине и фармацевтике. Также выдвинута идея объединять предприятия одной отрасли в корпорации. Но этим наша власть занималась все последние годы — определяла приоритеты, писала программы, финансировала их. Результаты известны.
Большинство известных экономистов с таким подходом не согласны. Главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков сказал просто:
— Помимо госкорпорации по Дальнему Востоку нас ещё ждёт футбольный чемпионат мира — он тоже, наверное, потребует своей госкорпорации... Кончится всё это созданием госкорпорации по управлению госкорпорациями.
Что за «Стратегия 2020»? | |
---|---|
Руководитель экспертной группы разработчиков «Стратегии 2020» Владимир Мау побывал в гостях у AIF.RU. Читайте полное интервью и смотрите видеозапись беседы в разделе КОНФЕРЕНЦИИ >>> |
Часть научного сообщества считает: то, что называется ролью государства, на самом деле является бюрократическим давлением. Главный экономист «Уралсиб кэпитал» Алексей Девятов обеспокоен тем, что вопреки официальным заявлениям о приоритете развития малого бизнеса его рост замедляется:
— Я могу строить какие угодно планы по расширению бизнеса, но, если завтра изменятся планы у какого-то чиновника, мои планы не будут стоить ничего. Наше государство представляет собой диктатуру чиновников.
Удалить государство из бизнеса В. Путину советовали и учёные в «Стратегии-2020», и созданное им Агентство стратегических инициатив.
Не только сосиски
Так какой путь выбрать? Ответ кажется простым: как можно быстрее сделать так, чтобы все субъекты и объекты государства занялись исполнением своих прямых обязанностей. Главная функция государства — защита граждан: военная, социальная, защита прав и свобод. Представим, что власть начинает исполнять эту свою первейшую функцию в такой сфере, как защита малого и среднего бизнеса от вымогателей всех мастей. И однажды утром россияне вдруг обнаружат, что можно за пару часов открыть мастерскую, кофейню и для этого не надо ползать на брюхе перед начальниками или бандитами... Полагаю, что при таком раскладе миллионы новых рабочих мест быстро возникнут.
Возражения против этих действий, по сути, сводятся к нерушимой вере в природную убогость российского народа, которая не позволяет давать ему вольности, так как он сразу начнёт пить и безобразничать. Вот и приходится из последних сил руководить... Если не верить в такие рассуждения, то другого пути нет, кроме как позволить народу работать и зарабатывать. Опыт других стран говорит о том, что малый и средний бизнес не только сосисками торгует, но и обеспечивает производство почти половины компонентов для таких гигантов, как «Боинг».
И о производительности труда незачем думать в Кремле — это забота бизнеса, если он хочет выжить в конкуренции. А вот стимулировать рост производительности и производств можно налогами — у власти есть немало цивилизованных рычагов для регулирования экономики. Но пока мы видим, что и процесс отзыва бюрократов из крупного бизнеса заглох, и все предложения по дарованию свободы предпринимательству блокируются. Хотя очевидно: модель управления, когда президент страны обсуждает перед телекамерами вопрос поставок топлива в деревню, себя исчерпала. И если что-то не предпринять сегодня, то завтра можем стать Грецией. Только климат останется прежний, суровый.
Смотрите также:
- «Задачка» от Медведева. Что же такое модернизация и хватит ли у нас на неё сил? →
- Александр Аузан: Для начала надо «модернизировать» мозги, а уж потом — экон →
- Владимир Квинт: у России нет чёткой стратегии развития, отсюда наши беды →