Статья «Модернизация российской коммерческой авиации», появившаяся в самом авторитетном на мировом рынке авиации издании, стала настоящим международным признанием Виталия Савельева профессиональным сообществом.
- Руководитель любого ранга, если он талантлив, он за год способен полностью вникнуть, «пропитаться» той отраслью, которой он занимается. Что, собственно с Савельевым и произошло. Он показал, что его знания, его квалификация соответствуют его должности. И сейчас – он профи, это уже его профессия, - говорит Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru.
Результат деятельности Савельева – стремительное восхождение «Аэрофлота» в наиболее почетных профессиональных рейтингах. Так, В 2010 году впервые отечественный перевозчик оказался на верхних строчках престижного рейтинга, составляемого одним из самых влиятельных изданий в мировой авиаиндустрии журналом Airline Business. Удалось авиакомпании попасть и в число мировых лидеров в сегменте туризма и путешествий в престижном мировом рейтинге The Boston Consulting Group (BCG). По результатам недавно проведенного опроса об оправдавшихся ожиданиях клиентов, проведенного компанией Bain & Company, «Аэрофлот» получил самые высокие рейтинги среди всех европейских авиакомпаний. В рейтинге Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), составляемого на основе широкомаштабного анкетирования пассажиров, «Аэрофлоту» удалось обойти даже таких признанных мировых лидеров, как немецкую Lufthansa Group, закрепившись на лидерских позициях. При этом более половины иностранцев, приезжающих в Россию, по данным ВЦИОМ, выбирают «Аэрофлот» вместо своих национальных авиаперевозчиков.
В статье в Aviation Week Савельев размышляет о том, что необходимо сделать для обеспечения максимально возможного уровня безопасности во время авиаперелетов в России. «Аэрофлот» входит в число самых безопасных перевозчиков в глобальной отрасли, напоминает он. По итогам 2011 года значения безопасности у Аэрофлота – среди наилучших в мировой авиации. В свое время компания по итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA – IATA Operational Safety Audit) первой в России вошла реестр операторов IOSA и регулярно подтверждает свой сертификат. «Аэрофлот» также в 2009 году прошел аудит эксплуатационной безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations). Поэтому опыт авиакомпании заслуживает внимания.
Так, авиакомпания приняла и выполняет масштабную программу обновления самолетного парка. Благодаря ей, сегодня средний возраст самолетов в «Аэрофлоте» составляет 3,5 года – это один из самых низких показателей в Европе. «Наш опыт говорит: любые попытки модернизировать российскую авиацию должны начинаться с самолетов, построенных еще в советские годы, так как с точки зрения безопасности именно в этом кроется корень проблемы», - пишет Савельев.
- Статистика однозначно свидетельствует: несмотря на то, что авиапроисшествия могут происходить с любыми поколениями ВС, однако системно следующие поколения все более и более безопасны, - говорит Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт». - Потому что каждое следующее поколение самолетов, системы аэронавигации и т.д., вбирает в себя весь предыдущий опыт обеспечения безопасности полетов и системно обеспечивает повышение уровня безопасности.
Гусаров считает, что развитие наземной инфраструктуры даже важнее.
- Потому что какие бы ни были современные самолеты у нас не были, без современных аэродромов, без наземной инфраструктуры, они также слепы, как советские. Потому что при отсутствии современных аэродромов мы будем иметь такие же катастрофы, как в Петрозаводске. При наших климатических условиях критически важно, чтобы аэродром был готов принимать самолеты и в сложных погодных условиях», -- говорит он. Однако аэродромная инфраструктура – прерогатива государства. Впрочем, можно вспомнить, что «Аэрофлот» плотно сотрудничает с «Шереметьево», превращая его в один из самых современных аэропортов.
Что касается техники, то здесь самая большая проблема – техническое обслуживание самолетов советского периода, продолжает Гусаров.
- Никто не говорит, что они небезопасны. Но в связи с тем, что сегодня все перестраиваются на западную технику, проблема технического обслуживания советских самолетов встает в полный рост», -- поясняет он.
Особенно остро эта проблема стоит у мелких авиакомпаний, отмечает в своей статье Савельев. Для того чтобы гарантировать максимально возможный уровень безопасности авиации, необходимо объединить эти мелкие авиакомпании и снабдить их наилучшим оборудованием, предлагает он. «В этом году «Аэрофлот» сделал большой шаг на пути к этой цели, присоединив пять российских региональных авиакомпаний», - отмечает глава авиаперевозчика. По его мнению, процесс консолидации в отрасли – веление времени. «Еще совсем недавно у нас в стране было 300 таких маленьких фирм. Сейчас их около 130, и процесс объединения еще продолжается», - пишет он.
- Несомненно, процесс глобализации идет во всем мире, этого не избежать, - соглашается Гусаров. - Единственное, я за то, чтобы эти процессы шли естественным путем, на основе экономической целесообразности.
Для магистральных перевозок России достаточно иметь пять авиакомпаний, подсчитывает он, а на местных и межрегиональных линиях нужно, чтобы авиакомпаний было много.
- Если мы говорим, что консолидация дает единые подходы к обеспечению безопасности полетов – то есть, единые стандарты, строгий контроль и т.д., то, безусловно, консолидация нужна, - возражает Пантелеев.
В чем солидарны Савельев и эксперты – что без соответствующей подготовки пилотов и других авиационных специалистов, говорить о безопасности авиаперевозок не приходится. При этом, как отмечает Гусаров, система подготовки пилотов в России устарела и не соответствует современным требованиям.
В этой связи нельзя переоценить вклад в подготовку и переподготовку специалистов открытой «Аэрофлотом» Авиационной школы. В ней проходят подготовку не только пилоты, но и специалисты десятков авиационных профессий. Что важно – кадры готовятся не только для собственных нужд, но и для других авиаперевозчиков. «Аэрофлот» твердо уверен в том, что люди, которые управляют самолетами и обслуживают их, не менее важны, чем сами самолеты. Поэтому «Аэрофлот» делает все для того, чтобы российские специалисты авиапромышленности отвечали международным стандартам», - пишет Савельев.
- То, что начал делать «Аэрофлот» - это движение в правильном направлении, - говорит Гусаров. Подготовка персонала – это даже более важный тезис, чем обновление парка, считает Пантелеев.
- Невозможно просто купив новые ВС, не поменяв процесс подготовки персонала, повысить безопасность полетов, -говорит он.
В планах «Аэрофлота» - к 2025 году построить мощный авиахолдинг, соответствующий международным стандартам и отвечающий ожиданиям клиентов, пишет Савельев. В конце декабря прошлого года совет директоров «Аэрофлота» утвердил план размещения американских депозитарных расписок (АДР), которые будут представлять акции компании на внебиржевой площадке в Нью-Йорке, напоминает он. Такое решение соответствует цели «Аэрофлота» к 2017 году полностью приватизировать компанию. «Аэрофлот» продолжит модернизировать российскую авиационную инфраструктуру, чтобы вывести Россию на уровень безопасности и комфорта, который в скором времени будет соответствовать или даже превзойдет американский и европейский уровни», - пишет в заключение своей статьи глава авиакомпании.
Смотрите также:
- «Аэрофлот» решил создать lowcost-авиакомпанию →
- Аэрофлот признали сильнейшим брендом в РФ →
- «Аэрофлот» намерен стать монополией →