Грабёж на дорогах: об обманах на стоянках и ворованном бензине

 

   
   

150 руб. за поход в туалет

Наш рефрижератор с 20 тоннами цитрусовых вырулил на трассу Новороссийск — Москва. «Нам бы до темноты перевал пройти, чтобы на стоянку успеть», — переживает Иван Ильич. Это водитель фуры, который согласился взять меня с собой. Ближе к полуночи все автостоянки бывают заняты, и место можно найти лишь на автозаправках. Вот и в этот раз пришлось отдать 100 руб. заправщику АЗС, чтобы он разрешил припарковаться. В среднем за одну ночь за сдачу в аренду «пожароопасного» места заправка зарабатывает по 10-20 тыс. руб. «неучтёнки». СХЕМА трассы М4 «Дон»

Иван Ильич разогрел на газовой горелке банку тушёнки и, наскоро перекусив, начал укладываться в кабине. Дальнобойщику главное — хотя бы 5 часов поспать с тонной солярки. Альтернатива — небольшая частная гостиница неподалёку, где койка в 2-местном номере стоит от 400 руб. Следующая наша ночёвка оказалась менее экстремальной, но по эмоциям не уступала. На одном из «постоялых дворов ХХI века» за право переночевать в собственной же кабине мы отдали 150 руб. Взамен получили талончик для однократного посещения тёплого сортира с унитазом. Бесплатно можно было посидеть лишь в сооружении типа «скворечник»: с традиционными дырами на уровне пола и сломанными щеколдами. За душ с нас взяли по 50 руб., за ужин — 250 руб. В качестве допуслуг очень странная тётушка предложила себя с подругой в качестве «товара первой необходимости»: «Мы для вас даже цены заморозили! Всего 400 рэ, но тогда без сауны». В среднем здесь каждый дальнобой за 6-7 часов привала оставляет не меньше 600 руб. По моим подсчётам, суточный оборот крупной автостоянки — порядка 250 тыс. руб.

 

Дисконтная солярка

Динамика цен на топливо В дорожной беседе выяснилось, что у Ивана Ильича на заправках есть своя скидка. Как и многие дальнобойщики, на некоторых АЗС он заправляется на полтора рубля дешевле прейскуранта. Откуда такая благотворительность?

— Да всё просто: горючее-то ворованное! — пояснил Ильич. — Поставщики — водители«. Оказывается, приписав себе лишний рейс, например, за перевозку снега зимой или зерна летом, водила ведомственного грузовика получает в гараже дополнительные талоны на топливо. Потом в гаражах шофёры накручивают километраж на одометрах «зилов» и «камазов». Этот опыт бережно передаётся шофёрами из поколения в поколение ещё с советских времён. Водители сливают дармовое топливо посредникам, те по сходной цене перепродают его на АЗС, а оттуда оно льётся в баки дальнобойных тягачей. Продают и напрямую в виде талонов.

Реклама ворованного топлива на федеральной трассе ничем не отличается от рекламы дипломов в московском метро. В каждом населённом пункте на обочинах дорог стоят картонки «КУПЛЮ Д/Т», «Куплю бензин». Объём этого теневого рынка вычислить сложно. Гораздо проще посчитать выгоду одного дальнобойщика при заправке им 1,5 тонны солярки. За рейс Иван Ильич сэкономил 1500 руб.

   
   

Кроме горючего на дорогах воруют и грузы. По неофициальным данным, еженедельно в России «исчезают» 5-7 грузовых машин с товаром. В основном это быстро продающийся товар вроде сигарет, водки, напитков. Схема воровства проста: по поддельным документам товар загружают «не в ту» фуру. А затем груз быстро и бесследно растворяется на российских просторах.

Как говорит зам. председателя ЦС профсоюза водителей-профессионалов Игорь Розов:

— Воровство и мошенничество — очень серьёзные проблемы в автоперевозках. И водителей «кидают», и грузы уводят, но все продолжают ездить в этих условиях, потому что других нет.

P. S. В отличие от пути из столицы, дорога обратно оказалась на редкость экономной. Ни один жезл ДПС не поднялся в сторону нашей перегруженной фуры. Оказалось, что постовым было просто не до нас. У них шла своя проверка — из Москвы. Благодаря этому Иван Ильич сэкономил на взятках 3 тыс. руб., специально выданные ему хозяином груза на эти цели.

Предыдущий репортаж с трассы «Дон» читайте ЗДЕСЬ