Георгий Бовт: Что наДУМАли?

Георгий Бовт, политолог

   
   

Госдума разошлась с миром. А какие экономические законы оставили после себя депутаты?

С. Самарин, Сергиев Посад

Завершившая свою деятельность Госдума пятого созыва установила пару абсолютных рекордов. Первый - по смиренности. «Единая Россия» имела в Думе конституционное большинство в 315 депутатов, которые дисциплинированно голосовали за всё, что им ни предлагали руководители. Но то, что уместно в воинских частях, не всегда выглядит столь же естественным в парламентах.

И всё же законотворчество громадного государства не обходится без дебатов и споров. Они никуда не делись - просто сместились из Думы в правительство и Администрацию Президента РФ. Это мы часто видим. Например, когда помощник президента Аркадий Дворкович чуть ли не мамой клялся, что не допустит принятия закона о повышении взносов с зарплат, который продвигал Минфин. Но в Думу в результате прошёл согласованный в правительстве проект решения. Верховным судьёй над спорщиками у нас выступает тандем президента и премьера, а не коллективный думский разум. Увы, это не всегда уберегает от ошибок. Недавняя история с повышением, потом понижением и новым повышением соцвзносов - яркий тому пример. При этом доходный механизм не поспевает за расходным, приходится всё повышать и повышать прогнозные цены на нефть, чтобы свести концы с концами.

Какие законы из принятых полутора тысяч запомнились?

Про отмену перевода времени да ещё о полиции. Последний, кроме недобрых анекдотов, пока ничего не породил. А если без шуток, то принят самый главный хозяйственный закон - о бюджете. И вот в нём кроется серьёзная опасность для нынешней власти. Бюджет исполняем (с почти триллионным дефицитом!) при цене нефти 100 долларов за бочку. Приоритет отдан развитию оборонки в расчёте на то, что оборонная промышленность станет локомотивом экономического роста. За этим, будем надеяться, стоят профессиональные расчёты. Однако до нового года ожидается дефолт Греции, непонятно, как спасать Италию. То есть высоки шансы на начало глубокой рецессии в еврозоне. Для нас это значит, что упадёт спрос на отечествен­ное сырьё, могут снизиться цены. Но бюджет мы приняли из веры в 100 долларов. Недавно экс-министр Герман Греф пытался получить у Минфина ответ, где, собственно, они собираются брать деньги на те же пенсии даже при нынешних мировых ценах на сырьё? (Он имел в виду хронический дефицит Пенсионного фонда.) Тщетно.

   
   

Также нет гарантий, что наша оборонка с толком освоит деньги, в результате чего сохранятся прежние и будут созданы новые рабочие места. Вспомним последние коллизии с оборонзаказом: ввиду неспособности заказчика (Минобороны) и исполнителя утрясти цены он, по сути, провален. Известно, что рабочее место, скажем, в автомобиле­строении создаёт 10-15 рабочих мест на смежных производствах. Но у нас даже это не работает: тот же «Форд» долго искал, кому в РФ заказать производство резиновых ковриков и стёкол для своих машин.

Бюджет любой страны - это всегда и допуски, и риски. Но в некоторых странах эти главные финансовые документы принимают после серьёзных дебатов. Дума же бюджет проштемпелевала с лёгким сердцем. Потому что в случае чего не она будет в ответе, а исполнительная власть. И в этой хорошо оплачиваемой безответственности ещё один рекорд наших депутатов.