Неужели не жалко ради веселья, которое продлится несколько дней, губить то, что росло больше ста лет? Может, стоит экономнее относиться к лесам — «лёгким» нашего мегаполиса? Эти и другие вопросы читателей «АиФ» переадресовал Владимиру Котенкову, начальнику Управления лесного хозяйства по Московской области и Москве.
Чистка от вредителей
В.К.: — Лес — живой организм. Деревья растут, достигают зрелости, стареют, умирают. Красавица-ель, которую привезут под Новый год в Москву, в ближайшее время подлежала бы в любом случае рубке как перезрелое дерево. Так что никакого ущерба подготовкой к празднику мы лесам не наносим. И для продажи на ёлочных базарах деревья выращивают в специализированных питомниках или вырубают в местах, подлежащих расчистке, например под ЛЭП. Позволять там расти крупным деревьям просто опасно.
«АиФ»: — Владимир Михайлович, в своей должности вы работаете более года, с какими проблемами сталкивается лесное хозяйство области?
В.К.: — Приходится констатировать, что «лёгкие» Москвы находятся не совсем в здоровом состоянии. Они испытывают огромные антропогенные нагрузки, пострадали от пожаров и ледяного дождя в прошлом году — много бурелома, сухо-
стоя. Леса зрелые, перестойные, говоря на нашем профессиональном языке. Поскольку они относятся к защитному поясу, в них запрещены любые рубки, кроме санитарных. Работа по оздоровлению лесных угодий предстоит огромнейшая, ведь даже рубки ухода не проводились более 10 лет. К сожалению, не все понимают смысл проведения таких рубок. Одни требуют очистить лес от больных деревьев, заражённых вредителями, а другие в этот момент пишут жалобы, что «спиливаются вековые сосны». Приходится вести сначала разъяснительную работу. Всего в нашем хозяйстве более 2 млн га леса. Преобладающие породы: ель, сосна, берёза. «Лёгкими» Москвы их называют потому, что леса дают нам кислород, поглощают углекислый газ, увеличивают влажность воздуха и тем самым влияют на сохранение водного баланса озёр и водохранилищ, которые так важны для столицы.
«АиФ»: — Как идёт восстановление лесных участков, уничтоженных пожарами летом 2010 г.?
В.К.: — К сожалению, и в 2011 г. пожаров было немало: 467. И в большинстве из них причиной стал человеческий фактор. Брошенный грибником окурок, непогашенный туристами костёр. В одном из районов был выслежен и пойман даже настоящий поджигатель! Им оказался житель Москвы, 1966 года рождения. Выловили его при патрулировании одного из участков Мещёрского лесничества, недалеко от поселения Черусти. Огонь буквально следовал за ним по пятам. Мы сдали его со всеми газовыми баллончиками, спичками и холодным оружием сотрудникам правоохранительных органов. Участковый лесничий Борис Худяков был премирован за поимку поджигателя.
В целом для предотвращения лесных пожаров разработана трёхлетняя программа обводнения торфяников. Планируется провести работы более чем на 2 тыс. га леса. Для восстановления лесов сначала расчищаются горельники. В этом году зачищено 7 тыс. га. Высаживаем молодые сосенки и ели, которые выращиваются в 38 питомниках.
Но пожары — это только одна беда, огромный ущерб наносят короеды. Засушливое, жаркое лето — лучшая пора для их размножения и распространения. Они заражают леса с невероятной скоростью. Использование химических препаратов в лесах Московской области запрещено. Остаются санитарные рубки заражённых участков и развешивание ферромонных ловушек, которые эффективны только на 20%. В этом году проведены оздоровительные мероприятия против вредителей на 6 тыс. га леса. Но в борьбе с короедом важна скорость реагирования на его «атаки». А вот тут у нас проблемы. К сожалению, Федеральный закон № 94 не учитывает особенность сроков работ в лесу. Пока проводятся торги, проходит очень много времени, а короед в эти недели с аппетитом уничтожает древесину, которая после его «обработки» даже на дрова не годится. Он также захватывает новые территории с огромной скоростью. Вот представьте: вы заболели, звоните в поликлинику, чтобы вызвать врача, а вам говорят, что врач придёт, после того как победит в конкурсе...
Бороться с вредителями по самой низкой цене, которую предложат на торгах, не всегда верно. К сожалению, тендер часто выигрывают организации, имеющие недостаточный опыт и специалистов невысокой квалификации. Филиалы же нашего лесного хозяйства участвуют в торгах на общих основаниях.
Лесоводом быть не престижно?
«АиФ»: — Улучшилось ли техническое оснащение для борьбы с пожарами?
В.К.: — Было создано подразделение ФГУ «Центрлес», которое отвечает за пожарную безопасность лесов. Действуют пожарно-химические станции, оснащённые новейшей лесопожарной техникой. Только в этом году число таких технических средств было увеличено на 200 единиц. В лесах выстроены 33 вышки, оснащённые камерами видеонаблюдения. Сейчас устанавливаются тепловизорные камеры, которые позволят обнаружить пожар ещё практически до появления открытого огня. Авиалесоохрана несёт дозор с воздуха. В арсенал борьбы с пожарами входит и тяжёлая техника, бульдозеры, тракторы. Но лесничим, которые несут вахту на земле и отвечают за каждую кочку на своей территории, трудно бывает добраться до отдалённых уголков своей территории. А она порой бывает огромна — до 40 кв. км на одного человека!
«АиФ»: — Охотно ли молодые люди идут в лесничие?
В.К.: — В истории развития отрасли были времена, когда статус лесничего был высок. К сожалению, сейчас профессия непрестижная. И наша задача — повысить привлекательность лесоводов у молодёжи, привлечь талантливых людей в отрасль. Есть такое выражение: «Лесничему сложно увидеть плоды своих трудов». Выросшие деревья, которые он посадил, будут радовать глаз даже не его детей, а внуков и правнуков. Лес — не для быстрого бизнеса, вложения в него окупаются медленно, и убытков не избежать. Но зато профессия нужная, благородная и востребованная во все времена.
Смотрите также:
- Ни себе ни людям. Из-за кого гектары земли зарастают бурьяном →
- Анатолий Писаренко: Кто защитит наши леса? →
- Главное - урвать, а не сберечь? →