ВТО грядёт. Отечественные продукты будут выдавать по талонам?

«Прочитала в прошлом номере „АиФ“ колонку главного редактора с призывом „форсированно развивать производство собственных товаров, продавать их и внутри страны и соседям“ и вспомнила о своей давнишней идее — выдача ваучера на разумную сумму (определяемую экономистами) каждому россиянину для приобретения товаров исключительно российского производства. Недавно в разговоре со знакомым посетовала, что такая разумная мысль почему-то никому не пришла в голову. Но он сообщил, что это было осуществлено в свое время вроде бы во Франции. Будьте добры, прокомментируйте мои соображения и информацию о французском опыте стимулирования отечественных товаропроизводителей».

   
   

Наталия Ковалева

Комментирует Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

— В принципе, подобные идеи действительно работают не только на французском, но и на российском рынке. В автопроме установлены высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных иномарок, параллельно проводится государственная программа поддержки кредитования на покупку автомобилей отечественного производства. Работает также программа поддержки ипотеки, стимулирующая спрос на отечественном строительном и финансовом сегменте.

Но в сегменте легкой промышленности, обслуживающей потребительский сектор (например, в сфере текстильной, обувной, пищевой промышленности), подобных программ действительно нет. Возможно, их следовало бы организовать, учитывая, что в ближайшие годы, в связи с ожидаемым вступлением в ВТО, эти отрасли подвергнутся усилению конкуренции со стороны внешних производителей.

Как показывает опыт автопрома, значимого роста цен на отечественную продукцию в этом случае удастся избежать. С другой стороны, такая политика стимулировала бы инвестиции в отечественную легкую промышленность от иностранных игроков рынка.

Но проблема заключается в том, насколько длительным и устойчивым может быть подобное бюджетное стимулирование экономики РФ в условиях, когда основные доноры бюджета — компании ТЭК — сами нуждаются в росте инвестиций, а ситуация в мировой экономике создает долгосрочные повышенные инфляционные риски, что, в свою очередь, оказывает давление на показатели расходов бюджета.

   
   

В итоге решение здесь, так же и как в значительном числе других случаев, упирается в стратегию развития отечественной экономики, принятую политическим руководством. На данный момент ставка делается на открытость экономики и привлечение в ближайшие годы значительного объема внешних вложений — что, в принципе, может быть частично обеспечено за счёт введения таких «ваучеров» и других подобных мер. Но параллельно с этими мерами (и отчасти из-за них) возникают значительные риски дополнительного «вымывания» из российского производства ряда отраслей, что не соответствует задачам снижения долгосрочных макроэкономических рисков за счёт диверсификации производства.

Смотрите также: