Уборочная страда
Оказывается, с погодой повезло не всем.
— Июнь нам испортил весь год, — жалуется Владислав Мунгалов, руководитель приаргунского крестьянско-фермерского хозяйства (Забайкальский край). — В первые 40 суток, когда формируется урожай зерновых, солнце палило нещадно.
Результат: более поздние сроки уборки и урожайность даже ниже прошлогодней — всего 10 центнеров с гектара, тогда как в 2010 г. собирали по 13,9 ц. Похожая ситуация и на Алтае, где семена пришлось высевать в сухую почву — не было дождей. Значительная часть посевов просто не взошла.
— Да, Алтайский край — один из ключевых регионов России по производству зерна, — говорит Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза. — И валовой сбор зерновых по Сибири, видимо, будет ниже, чем в прошлом году. Но по стране ситуация очень пёстрая.
Опрос | |
---|---|
Что в первую очередь влияет на величину урожая? ■ Погода — 30% (366 голосов). Всего голосов: 1212. |
Подтверждение тому — оптимистические сводки из других регионов. В Тюмени запаздывают с уборкой, но урожайность выше, чем в прошлом году. В Самарской области рассчитывают показатели 2010 г. удвоить. В Курской области собирают 30 центнеров с гектара и всё-таки недовольны, ведь планировали получить на
Кубань и вовсе к середине сентября уже отправила на экспорт более 7 млн т зерна. В этом году край собрал рекордный урожай пшеницы — 8,7 млн т. Прошлогодний запрет на вывоз зерна за границу для многих производителей обернулся крахом. Но сейчас в порту Новороссийска возник небывалый ажиотаж, а гружённые зерном вагоны и грузовики застряли в километровых очередях.
Почём булка?
Российским потребителям волноваться не стоит — весь хлеб за границу не отправят.
— В целом по стране общий объём зерна (как запасов, так и нового урожая) превышает внутренние потребности, — уверен А. Корбут. — России нужно 70 млн т зерна. По прогнозам, мы соберём 90 млн т плюс запасы — ещё 20,4 млн т. Итого — 40 млн т избытка: часть пойдёт на пополнение резерва, остальное продадим за границу. Так что самих себя прокормить мы всегда сможем, но нужно распределять собранный урожай по стране. Поэтому мы поставили вопрос о снижении железнодорожных тарифов для перевозки зерна, сейчас он рассматривается в правительстве.
Эти меры позволили бы удалённым регионам заработать, отправляя свою продукцию как в другие части страны, так и за границу. Сейчас же с иностранцами торгуют в основном южные области, имеющие выход в морские порты.
Другая проблема крестьян по всей стране — нехватка элеваторов для хранения урожая. По словам Ивана Огородова, замминистра сельского хозяйства Пермского края, где в этом году тоже гордятся рекордами, особенно страдают фермеры, у которых, как правило, нет своих больших хранилищ: приходится быстрее продавать урожай, не особенно торгуясь. А цены — слёзы. Например, на Кубани трейдеры сейчас дают за пшеницу от 4 до 6 руб. за кг.
— Это необоснованно низкая цена. 7 рублей — ещё куда ни шло, — считает Пётр Емельянов, руководитель фермерского хозяйства Белореченского района Краснодарского края. — Трейдеры намеренно её удерживают, чтобы больше получить на разнице при продаже за рубеж. Выходит, они снимут сливки, а мы сработаем себе в убыток!
Впрочем, на цену батона в магазине всё это влияет мало.
— Стоимость муки в готовом продукте — лишь небольшая составляющая, — говорит Юрий Кацнельсон, президент Российской гильдии пекарей. — Основное влияние оказывают не погода и урожайность, а тарифы на услуги естественных монополий — воду, газ, электричество. Кроме того, лишь 15% пекарей России сами продают в розницу свой хлеб, а все остальные отдают в торговлю, которая устанавливает свою наценку. Но значительных скачков цены в этом году не ожидается.
Смотрите также:
- Пережили голод — переживём изобилие. Каким будет урожай-2017? →
- Падение рубля и засуха. Чего ждут российские хлеборобы? →
- Засуха и саранча оставят россиян без хлеба и мяса →