Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, экс-замминистра гражданской авиации СССР:
Люди, потратившие немалые деньги на билеты, на несколько дней застряли в аэропорту. Иначе как издевательством над пассажирами, их унижением как со стороны авиакомпании, так и ответственных чиновников это не назовёшь.
Неусвоенный урок
В августе 2008 г. по всей России начались задержки рейсов крупнейшего в стране авиаальянса «ЭйрЮнион». Причина — долги перед аэропортами, поставщиками топлива. Тогда «потерялся» 1 млрд долл. (кстати, так и неизвестно — нашлись ли)! Чтобы разрулить ситуацию, понадобилось вмешательство первых лиц государства. После этого ответственные госорганы должны были отладить организацию и контроль в отрасли, чтобы впредь не допускать такой ситуации.
Проблемы «Континента» по сравнению с банкротством «ЭйрЮнион» — мелочь: всего лишь многомиллионная задолженность авиакомпании, владеющей семью самолётами. Где же были чиновники, когда проблемы этих перевозчиков нарастали как снежный ком?!
А после случившегося госконтролёры обвиняют руководителей разорившихся авиакомпаний во всех смертных грехах. Но забывают упомянуть, что бизнесмены работали под их «чутким» регулированием. Ведь государство регистрирует новых авиаперевозчиков. В тот момент надо следить, чтобы к управлению не допускались случайные, не знающие авиаспецифики люди. Нигде в мире авиаперевозки не приносят сверхприбыли. Они же приходят в отрасль только заработать. На нас с вами.
Ошибки системы
Опрос | |
---|---|
Главная проблема большинства наших авиакомпаний? ■ Устаревший парк самолётов — 55% (801 голос). Всего голосов: 1452. |
За работой авиакомпаний должны следить постоянно. В конце концов, это вопрос безопасности. Ведь, раз у авиакомпании не хватает средств, чтобы расплатиться за услуги аэропорта, вероятно, их может быть недостаточно и для содержания техники. И контроль этот налаживается элементарно. К примеру, еженедельно аэропорты могут присылать данные о просроченных платежах перевозчиков. Так можно отследить «проблемную» компанию.
В таких историях (а банкротства происходят во всём мире) не должны страдать пассажиры. Они даже не должны заметить, что какой-то перевозчик вышел из игры и их обслуживает уже другое авиапредприятие. Нам и выдумывать ничего не надо — перевести на русский язык закон о банкротстве в США. Там такое стратегическое предприятие, как авиакомпания, могут объявить банкротом, но перевозки не прекращают. Если через какое-то время она так и не расплачивается, имущество распродают другим. Но все рейсы летают по расписанию! Нашим же бюрократам проще, видимо, довести всё до точки невозврата и потом тратить на спасение частных фирм госденьги.
Кто за штурвалом?
Чтобы скрыть свои явные ошибки в этом деле, чиновники поднимают новую тему: зачем нам такие нестабильные маленькие авиакомпании, как «Континент»? Надо оставить несколько крупных, и проблем не будет (об истории с «ЭйрЮнион» уже забыли). В этом есть рациональное зерно. Да, у региональных авиакомпаний нет финансовой возможности часто обновлять парк, постоянно переобучать персонал. Но никто из крупных авиаперевозчиков не сможет обеспечить все регионы, во многих из которых есть населённые пункты, куда можно добраться только по воздуху! И так у нас за 20 лет количество аэропортов снизилось с 1300 до 300. Как следствие этого — закрывающиеся города и посёлки, отток населения с Севера и Дальнего Востока.
Только вдумайтесь: 20 лет назад наша авиация за год перевозила более 100 млн пассажиров. В прошлом году — 57 млн человек. Причём в советские годы 93% — это внутренние перевозки и 7% — международные. Теперь соотношение 50 на 50%. То есть прав наших граждан на перемещение внутри РФ стало меньше в 3 раза! Притом что американцы перевозят 600 млн человек. И только 7% из них — за границу. А ведь именно у нас из-за больших территорий и разброса городов авиаперевозки должны быть самыми продвинутыми. Пока жителям регионов, где исчезает авиасообщение, остаётся вернуться к гужевому транспорту: собакам, оленям, лошадям...
Что же не даёт нам развиваться? Массовое разрушение аэропортов, отсутствие собственных достойных самолётов ведёт к подорожанию билетов: ведь за ввоз иностранного судна и запчастей к нему надо заплатить налоги — 40% от его стоимости, что, естественно, оплачивается за счёт пассажиров. Стоимость перевозок увеличивает топливо — одно из самых дорогих в мире (у нефтяной-то державы!). Вот и получается, что перелёт в России стоит наполовину дороже, чем на то же расстояние в США. А доходы основной массы населения у нас в 10 раз ниже.
Наши чиновники много говорят о развитии экономики. Но это предполагает постоянное увеличение скорости перемещения людей и грузов. У нас же пока только торможение.
Смотрите также:
- Как «сажают» «Трансаэро». Дешёвых билетов авиапассажирам больше не видать? →
- «Вылет задерживается». Какими рейсами лучше не летать? →
- Из-за кого российские самолёты перестали летать? →